Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 24.04.2024, 18:00
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Вечерняя (сменная) школа"

Меню сайта
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социально-педагогическая поддержка

Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей группы риска в общеобразовательном учреждении

Социально-педагогическая поддержка семей "группы риска" 

Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ/

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

Анализ психолого-педагогического сопровождения

учебно-воспитательного процесса

учащихся МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Кувандыка» за 2014-2015 учебный год

 

 

Цель: обеспечение психолого-педагогическое  сопровождения учащихся и педагогического коллектива школы.

 

  За период 2014-2015 учебного года проводилась следующая работа  и решались  такие задачи:

выявление:

трудности в межличностных отношениях педагогического и школьного коллектива;

причины возможных затруднений в освоении учебной программы школы и адаптации учащихся 8- 12 классов;

осуществление:

профилактики нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития учащихся;

просветительской и консультационной деятельности.

содействие:  

созданию оптимальной приспособляемости к учебному процессу,

гармонизации социально-психологического климата.

Исторически сложилось так, что вечерняя /сменная/ школа выполняет в системе непрерывного образования взрослых, прежде всего, компенсаторную и адаптирующую функции.

Но жизнь давно изменила облик вечерней школы. Она уже давно не та, что в фильмах "Весна на Заречной улице" и "Большая перемена". Та школа взрослых постепенно превратилась в школу для подростков, в основном с "проблемами". Но от этого ее гуманистический потенциал не стал меньше. Она по-прежнему служит гарантом подлинной демократичности и доступности для тех, кто в силу различных причин не может учиться в обычной массовой школе.

В связи с этим назначение вечерних школ стало другим: право подростков из социально незащищенных слоев на получение образования. Ученик не должен быть пассивным потребителем образовательного процесса, а быть активным субъектом деятельности. Этот принцип является основополагающим в работе современной вечерней школы.

Вечерняя школа в социальном плане обеспечивает реальный доступ к образованию представителям различных социальных групп. В психологическом плане вечерняя школа содействует развитию у учащихся ощущения значимости собственного Я, обретению самоуважения, способности "сбросить груз своей биографии", преодолеть отрицательный учебный опыт.

Школа расположена в трехэтажном кирпичном здании при дневной СОШ №1.  К зданию подведены все коммуникации.  В школе имеется достаточное количество учебных кабинетов, необходимых для осуществления учебно-воспитательного процесса, функционируют специализированные учебные кабинеты: физики, химии, математики, литературы, информатики, биологии и другие. В школе в достаточном количестве имеются технические средства обучения, необходимые для организации учебного процесса. Все учебные кабинеты оснащены мебелью, соответствующей требованиям Санэпидемнадзора.

Вся система учебно-воспитательной деятельности  направлена на обеспечение социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи, приобщение "трудных" к знаниям и культуре, на воспитании у них интереса к учебе, на оказание им психолого-педагогической поддержки. В связи с этим на МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Кувандыка" возложена ответственная функция - социальная поддержка и реабилитация подростков, которые по разным причинам не смогли продолжить обучение в дневных школах, содействие их успешной социализации в современных условиях.

Обучая и воспитывая разновозрастной контингент учащихся с трудной судьбой, вечерняя школа "вырывает" многих из "группы риска", помогает в освоении основ наук и первоначальной профессии, давая тем самым дополнительный шанс найти им свое место в обществе, применить знания и способности на рынке труда, улучшить экономические и культурные условия своей жизни.

Не зря особо подчеркнута ответственная миссия вечерних школ: "В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ".

Таким образом, в заключении хочется определить ориентиры развивающейся современной вечерней школы:

- в будущем это школа занятой молодежи;

- работающей и стремящейся получить образование для повышения своей квалификации по уже выбранной специальности;

- получающей специальность на различных курсах в центре занятости населения и желающей получить тот образовательный минимум, который пригодится для нормальной работы по будущей профессии; молодых женщин, имеющих детей;

- лиц, вернувшихся из мест заключения и ставших на путь реабилитации;

- в силу различныхобстоятельств не получивших образование в свое время и в данный момент работающей (молодежь пришла в школу за знаниями по отдельным предметам, позволяющим продолжить образование).

Итак, что же собой представляет, на наш взгляд, выпускник современной вечерней школы? У молодого человека есть необходимое для успеха в жизни образование. Он способен быстро ориентироваться на рынке труда и при необходимости переквалифицироваться на специальность имеющую спрос в обществе. А главное, он способен мыслить самостоятельно и реально оценивать все последствия принятых им решений. Он нацелен на успех, на приобретение все новых и новых знаний.

Другими словами, наш выпускник - достойный гражданин демократического общества. И всего этого он добился благодаря собственному убеждению, что "…успех в жизни - это лестница, а на нее нельзя забраться, держа руки в карманах" (П. Баует).

Наша школа - открытая, разновозрастная, с очной и заочной формой обучения.

Приток учащихся в школу III ступени из других образовательных учреждений города, как уже говорилось, обусловлен возможностью получения полного среднего образования, совмещая работу с учебой.

Основным видом деятельности МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Кувандыка»   является реализация образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Деятельность МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Кувандыка» направлена на:

- формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения образовательного минимума содержания общеобразовательных программ;

- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;

- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ обучающимися школы.

 

С каждым годом увеличивается число детей так называемой «группы риска» - категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.

Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов.

Самой главной причиной попадания детей в группу риска является семейное неблагополучие (гипоопека, гиперопека, чувство ненужности и одиночества в семье, хаотичное воспитание, алкогольная и другие зависимости членов семьи). Семейное неблагополучие порождает огромное количество проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

В категорию «трудных» попадают самые разные учащиеся: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Отсутствие профессионального дипломированного психолога в школе затрудняет работу попсихологической поддержки «трудных» детей. Эта деятельность ложится полностью на социального педагога и классных руководителей.

Целью нашей работы с детьми группы риска является создание благоприятных условий для личностного развития учащихся (социального, духовно-нравственного, интеллектуального), осуществление психолого-педагогической поддержки данной категории учащихся.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Своевременное выявление детей группы риска.
  2. Изучение мотивации и причин, приводящих к дисциплинарным нарушениям.
  3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, попавших в трудные жизненные ситуации.
  4. Диагностика эмоционального состояния учащихся.
  5. Формирование личностных нравственных качеств подростков.
  6. Изменение ценностного отношения к правонарушениям, формирование личной ответственности за своё поведение.
  7. Вовлечение учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям, психическому состоянию.
  8. Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в среде подростков.
  9. Формирование у подростков данной группы нравственных качеств, представлений о здоровом образе жизни.
  10. Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

К основным трудностям детей группы риска относятся

- проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;

- негативный образ «Я», неадекватная самооценка;

- отсутствие позитивных жизненных целей;

- трудности в обучении.

Формы работы:

наблюдение за учащимися  (поведение на занятиях, переменах, на различных мероприятиях и т.п.),

индивидуальные коррекционные и профилактические беседы,

индивидуальные коррекционные занятия, групповые формы работы (тренинги, классные часы, воспитательные мероприятия).

При выявлении детей группы риска учитываются следующие критерии: стойкая неуспеваемость, пропуски занятий без причины, трудности во взаимодействии с педагогами, сверстниками, употребляют алкоголь, нарушения в эмоционально-волевой сфере, высокий уровень агрессивности. Выявление данной категории учащихся осуществляется сбором информации о социальном неблагополучии (взаимодействие с классным руководителем, социальным педагогом). На каждого учащегося составляется индивидуальная карта, которая заполняется по мере поступления различной информации на протяжении всего обучения (показания здоровья, сведения о семье, сведения о психических процессах учащегося).

Профилактическая деятельность направлена на предупреждение возможныхсоциально-психологических проблем у учащихся;

помощь учащимся группы риска и осуществляется на основе совместной деятельности классного руководителя, социального педагога. С целью профилактики суицидального поведения и бродяжничества среди учащихся, были проведены занятия, игры, тренинги по формированию мотивационной сферы в реализации жизненных планов.

На этапе диагностики изучаются личные особенности и черты характера учащегося группы риска, интеллектуальное развитие. Изучаются интересы и потребности учащегося. Диагностика проводится в индивидуальной и групповой формах. 

Консультативное направление подразумевает под собой решение проблем детей группы риска с учащимися, их родителями и педагогами. Цель консультативной деятельности: оптимизация взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. Проводится и индивидуальное, и групповое консультирование.

Просветительско-образовательное направление осуществляется через приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Для родителей учащихся ежемесячно изготавливаются памятки на различную тематику:

 «Профилактика вредных зависимостей у детей»,

 «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних»,

«Чем и как увлекаются подростки»,

«Куда уходят дети».

В качестве примера памятка для родителей:
«Дорога в четырнадцать шагов»

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ре­бенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Но несмотря не на что,

«Вы  никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, если не уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек!» Помогите своим примером, своей любовью, не потерять, а приобрести совесть, уверенность в себе, ибо:

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

         Данная деятельность осуществляется с целью повышения психологической компетентности родителей, оптимизации детско-родительских отношений, обеспечения родителей знаниями, способствующими развитию эффективного общения с детьми.

Для учащихся разрабатываются тематические классные часы и воспитательные мероприятия по формированию здорового образа жизни и профилактики вредных привычек, бережного отношения к своему здоровью, а также выработке умений и навыков поведения, обеспечивающего сохранение оптимального уровня своего здоровья.

Коррекционная работа направлена на обеспечение условий, способствующих сохранению психического здоровья детей группы риска.

Учащиеся «группы риска» привлекаются к организации внеклассных, воспитательных мероприятий.

В результате работы с детьми группы риска наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

Еще одна используемая форма работы - просвещение через информационные стенды. Периодически стенды обновляются, согласно запланированной тематике:

 «Готовимся к экзаменам»,

 «Стресс и способы его преодоления»,

 «Твое здоровье»,

 «Учимся конструктивному взаимодействию»,

«Алкоголь и его влияние на организм».

Для психологической разгрузки учащихся проводятся игры:

«Мои вредные привычки»,

«Маска заговорила»,

составляются памятки:

«Как во время сказать «Нет»,

«Ярмарка достоинств»,

«Айсберг»,

«Объявление в газету»,

«Письмо другу» и т.д.

Разработаны и составлены  методические рекомендации воспитательной работы в направлении «Профилактика правонарушений»,

Учащиеся ознакомлены с  «Конвенцией о правах ребёнка». Проведены   беседы для учащихся.

«Дорога, транспорт и я»

«Ответственность подростков за правонарушения и преступления»

«Наркомания – социальное зло»,

«ВИЧ можно избежать»

«Береги здоровье смолоду»,

 «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните»,

«Экология и проблемы ХХI века»;

 «Здоровый образ жизни»,

«Правила дорожного движения».

 

Круглые столы» для учащихся и преподавателей по темам:

«Твои права и обязанности»

«Наркомания и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»

 

 С целью повышения педагогической и правовой культуры родителей постоянно  работают медико-просветительский и педагогический лекторий для родителей, проводились тематические  родительские собрания:

«Об ответственности родителей за воспитание»,

 «Беда рядом»,

 «Воспитание начинается в семье»,

«Трудный подросток. Кто он?»

 

         Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Изучение проблемы суицида среди подростков и молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы. С целью профилактики суицидального поведения и позитивного восприятия окружающего провелись классные часы, написания эссе «Я люблю тебя, жизнь!».

 

В период с сентября по май  в 2014-2015 году проведено 40 консультации, из них с учениками – 27, с родителями - 13 .

Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:

- поведенческие,

- эмоциональные,

- проблемы воспитания,

- проблемы отношений с родителями, педагогами,

- проблемы обучения,

- проблемы самоопределения,

- проблемы в построении отношений со сверстниками.

Процент положительной динамики консультаций составляет примерно 40-45% от количества всех консультаций.

 

         Многие родители стремятся улучшить свои взаимоотношения с детьми. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом. Консультация с педагогом имеет положительное значение в этих вопросах.

 

Ведение документации:

1.  План работы социального педагога.

2.  Журнал консультаций социального педагога.

3.  Картотека на детей, состоящих на внутришкольномучёте,  детей–сирот.

4.  Индивидуальные планы на детей, состоящих на ВШУ.

5.  Социальный паспорт на каждый класс школы.

 

В течение учебного года был организован досуг учащихся, состоящих на внутришкольном учёте: спортивные секции и кружки (волейбол, футбол, баскетбол, теннис, атлетическая гимнастика).  Некоторые из ребят посещают 2 и более кружков или секции. С начала учебного года ведется мониторинг участия детей, состоящих на внутришкольном учёте, во внеклассных и общешкольных мероприятиях.

На начало учебного года на внутришкольном учёте состояло трое учащихся.

Ратеева Валерия,ученица  8 класса. Валерия поступила к нам из СОШ №2 по направлению КДН и ЗП. На учет поставлена за нежелание учиться, многочисленные пропуски, бродяжничество, злоупотребление алкоголем. Валерия с раннего детства воспитывалась отцом и бабушкой. И отец, и бабушка пьющие. Воспитание девочки не имело систематического характера. В основном девочка оставалась одна со своими проблемами. По приходу в нашу школу Лера обрела новую «семью». Систематическое общение с педагогами, участие в школьной жизни имеет положительный результат. В настоящее время подготовлены документы на снятие Валерии с учета  в ПДН  и КДН.  Отец Валерии, под влиянием педагогического коллектива, пришел к убеждению: не ездить на заработки на продолжительное время, вести здоровый образ жизни и полноценно заниматься воспитанием дочери. Семья на постоянном контроле. Назвать ситуацию стабильной нельзя. Время от времени в семье возникают конфликты, в разрешении которых принимает участие социальный педагог и классный руководитель. Соответственно, и у Валерии бывают срывы, но она с удовольствием посещает школу и снятие с учета для нее сильный стимул для исправления. У девочки появилась устойчивая мотивация к обучению. Она определилась с будущей профессией и стремится получить необходимые знания для поступления. Способности девочки к обучению оказались хорошими. Она любознательна, общительна, доброжелательна. Посещает кружок при ДПШ.

    Не смотря на кропотливую работу педагогов школы по профилактике правонарушений,  в апреле 2015 года двое учащихся 10 класса, состоящие на учете в ПДН, совершили кражу телефона. Это Новожилов Анатолий и Овсяников Даниил. Они пришли в вечернюю школу уже состоящими на учете. На обоих составлен план индивидуальных мероприятий. Оба подростка были записаны социальным педагогом в спортивные секции и с удовольствием их посещают. Новожилов Анатолий воспитывается в неполной семье и знает о нужде не понаслышке. Работа с ним была направлена на семейные ценности, на уважительное отношение к матери, на сострадание к ней. Это имело положительный результат. Все лето подросток работал на ферме разнорабочим, чем поддержал материально семью. Работодатель Анатолия дал положительную характеристику, как исполнительного, трудолюбивого подростка.  На Анатолия также собранны документы по снятию с учета.

         Сложнее обстоит дело с Овсяниковым Даниилом. Даниил совершил повторную кражу (провожая девочку домой, заметил стоящий у забора велосипед, не удержался от похищения). Подросток воспитывается в полной, многодетной семье. Семья материально обеспеченная.  Мама и отец работают, ведут здоровый образ жизни, занимаются воспитанием детей. Отец часто посещает школу, постоянно созванивается.  Родители не могут понять причин поведения сына. Даниил учился в СОШ №2. В беседах с психологом этой школы у Даниила с детства проявлялось асоциальное поведение. После 9-го класса он поступил в мед.колледж, где у него возникли конфликты с педагогами. Нежелание учиться, прогулы привели к невозможности продолжать обучение. Отец привел Даниила в вечернюю школу. Возможно, гиперопека родителей повлияла на формирование характера подростка. В данном случае ощущается необходимость в школе профессионального психолога, чтобы выявить истинные  причины поведения и выработать правильную стратегию коррекции.

Деятельность педагогического коллектива по правовому просвещению учащихся и родителей осуществляется в тесном контакте с сотрудниками КДН и ПДН.

Учитывая нерешенные в 2014-2915 учебном году проблемы, в новом учебном году необходимо улучшить качество работы по:

 - обеспечению  соблюдение законодательства, направленного на защиту прав детей, доступности получения качественного образования;

 - правовое просвещение учащихся и их родителей.


         Анализ результатов ежегодного мониторинга показал эффективность мероприятий, направленных на профилактику преступлений и правонарушений, совершённых учащимися вечерней школы: за отчётный период 2014 года  показатели преступности стабилизировались по отношению к 2013 году.

Поскольку среди учащихся, совершивших преступления и иные правонарушения, большинство составляют «трудные» и неуспевающие подростки, пришедшие из других ОО, уже состоящие на учете,  педагогический коллектив МБОУ «Вечерняя (сменная) школа» уделяет большое внимание посещаемости и успеваемости несовершеннолетних. С этой целью в школе ведётся журнал учёта посещаемости, в котором ежедневно отмечается количество пропущенных уроков и опозданий.  Данная информация еженедельно доводится социальным педагогом до классных руководителей и администрации учебного заведения. Ежемесячно информация об учащихся, систематически пропускающих занятия без уважительных причин, передаётся в управление образования. Число несовершеннолетних, не приступивших к занятиям в МБОУ «Вечерняя (сменная) школа» в сентябре 2014 года не было.

Педагоги вечерней школы уделяют много внимания занятости подростков во внеурочное и каникулярное время. На момент окончания учебного года в учреждениях дополнительного образования занимаются все учащиеся, состоящие на учете в ПДН. В каникулярное время на базе школы организуется ряд мероприятий, за летний период трудоустроены 3 несовершеннолетних учащихся школы.

         Комплексное сопровождение как социально-педагогическая технология осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с подростками группы риска, обусловливают участие в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит команде школьных специалистов. Деятельность педагогов МБОУ «Вечерняя (сменная) школа» направлена на разрешение проблем, связанных с профилактикой правонарушений и преступлений среди учащихся учреждения, поэтому педагогический коллектив ищет новые пути решения сложных ситуаций, используя инновационные методы и технологии, постоянно изучая и анализируя сложившуюся ситуацию.

Социальный педагог школы ________Е.В.Харченко

Тел. 8(35361)2-33-18

 

Форма входа
УО АМО

Минобр области
Вам помогут
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz