Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 28.03.2024, 13:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Вечерняя (сменная) школа"

Меню сайта
Категории раздела
скорая психологическая помощь [1]
ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ [2]
беседы, разработки, ссылки на различные сайты о здоровом образе жизни
социально-педагогическая поддержка [9]
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » социально-психологическая служба » социально-педагогическая поддержка

поддержка и сопровождение детей группы риска
08.11.2015, 10:58

Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей группы риска в общеобразовательном учреждении


Многообразие современного мира, воздействуя на ребенка, подвергает его различным рискам. Поэтому взрослым необходимо вовремя оказывать помощь ребенку, если его поведение приобретает отрицательную направленность.
Словарь русского языка  С.И. Ожегова дает определение слова «риск» - «возможная опасность, действие наудачу в надежде на счастливый исход». Впереводе в испанского, слово «риск» означает  «подводная скала». Что же можетбыть причинамириска для ребенка? Это, конечно же ситуация неопределенности. Анеопределенностьформируетсянаосновенезнания,случайности,противодействия.

Для ребенка незнание – естественная среда, ведь он только познает мир, развиваясь. Отсутствие знаний в той или иной области создает ситуацию для риска. В жизни ребенка много случайностей, иногда выбор тех или иных действий связан именно со случайностью. А противодействие ребенок проявляет в ситуации, когда ему взрослые люди пытаются навязывать свою точку зрения. Противодействие ребенка в различных ситуациях жизни во многом определяется его  воспитанностью. Как и чему научен ребенок в семье, какова его генетическая наследственность, каков его возраст, каковы его индивидуальные особенности, от всего этого будет зависеть егоспособностьпротивостоятьвнешнемунавязанномурешению.

В процессе социализации на ребенка оказываютвлияние различные социальные институты. Ребенок открыт для социального влияния, иэтаоткрытостьприноситкакположительные,так иотрицательныерезультаты.Настановление иразвитие ребенка действуетсоциальнаяатмосфера. Это положение в семье, общение со сверстниками в различных ситуациях, увеличениеинформационногополя.Часто ребенок сталкиваетсяв обществе с отсутствием  понимания, уважения со стороны взрослых, а зачастую и с откровенной враждебностью. Все это способствует попаданиюих вгруппуриска.

Кгруппе риска относят детей, которые нарушают какие-то установленные социальныенормы (этические, нравственные, правовые).  Слово «норма» в переводе слатинскогоозначает - образец,предписание.Этосовокупностьтребованийобществаксвоимчленам с целью регуляции их деятельности  и отношений.

По мнению Л.С. Выготского, норма представляет собой отвлеченное понятие и не встречается в чистом виде. Как таковых норм нет, но есть различные формы отклонения от норм. И если форма отклонения  продолжительная, устойчивая и стабильная, то можно говорить об антиобщественном поведении ребенка. И если не работать с таким ребенком, то егоповедениеусугубляется.

Ребенок «наращивает» отрицательный опыт, приобретает негативные установки. В результатеценностныеориентацииребенкаприобретаютотрицательныехарактеристики. К группе риска относим трудных, педагогически запущенных детей, детей с ЗПР, детей с девиантным поведением.

Каковы же причины отклонения, ведущие к попаданию детей в группу риска? К ним можноотнести:

–биологические (наследственные);

-социальные (влияние семьи, сверстников, СМИ);

-психологические (связанныес индивидуальнымии возрастнымиособенностямиличности);

 -педагогические(воспитательные). 

Влияние ситуации в семье считается самой главной причиной появления трудностей в жизни ребенка.Этиситуациивозникают,когданалицо

- недостаток внимания к ребенку, к его проблемам;

- отношение к нему, как к никчемному члену семьи;

-низкий интеллектуальный уровень членов семьи;

-негативный пример родителей;

-низкий материальный доход семьи;

-безработица;

-пьянство;

-алкоголизм;

-наркомания.
Успешность работы с детьми группы риска заключается в умелом использовании факторов(биологических,социальных,психологических,педагогических), впостроениисодержательнойпрограммыработы стакимидетьми.

Каждый ребенок группы риска нуждается в школе в постоянной поддержке со стороны педагогов. В основу моделей педагогической поддержки положены основные педагогические идеи, способствующие максимальному участию ребенка в организации своей жизнедеятельности.

Первая идея – это субъектность школьника – его активная и заинтересованная позиция  в овладении учебным материалом и нравственными качествами.

Вторая идея – гуманизация образовательной среды – создание условий, максимально приближенных к индивидуальным особенностям ребенка и способствующих раскрытию его личностного потенциала.

 Третья идея – это непрерывность индивидуальной поддержки, реализующаяся в преемственности всех педагогических решений и действий в их последовательности.

Четвертая идея – опережающий характер поддержки, который предполагает профилактическое направлениеучителя вработе струднымребенком.

ПоопределениюО.С.Газмана,педагогическаяподдержкапредусматривает совместную работу педагога ивоспитанникапоопределениюинтересовпоследнего и путей преодолениявозникающих у ребенка затруднений.Основным звеном в этих действиях является забота о ребенке, решение его жизненных проблем. Для конкретного трудного, отверженного семьей или обществом ребенка разрешение его конкретной проблемы –это не только снятие напряжения и улучшение его личностного самочувствия. Это своеобразная тренировка в разрешении конфликтов, возникающих в окружающей среде. Это помощь в «возникновении» новой самоактуализирующейся личности. Педагог помогает трудному подростку в его личностном самоопределении и движении по лестнице индивидуальных достижений. Таким образом, педагогическаяподдержкаобусловливаетстановлениекаждогоучащегосясубъектомобразовательногопроцесса,субъектомсвоей жизнедеятельности.

Основным принципом работы с детьми группы риска является принцип их защиты. Программа педагогической защиты может состоять из следующих блоков:

-целевой (образ планируемого результата);

 –диагностический (анализ полученных данных для установленияпричинно-следственныхсвязей между условиямижизнедеятельноститрудногоребенкаи результатамиегообученностиивоспитанности);

 

 –содержательный (виды деятельности, в которых наиболее раскрывается индивидуальная сущность ребенка);

 –аналитический (постоянное соотношение действий и результатов);

 –фиксирующий (фиксация успешности совместных действий педагога и учащегося по преодолениюзатруднений).

В работе с детьми группы риска необходимо применять созидающие приемы:
-проявление доброты, внимания и заботы (вникая в нужды и обиды ребенка, педагог может помочь ему улучшить условия пребывания в мире взрослых);
-поощрение (данный прием направлен на закрепление положительного поведения ребенка);
-авансирование личности (педагог, авансируя учащегося, дает ему возможность исправиться, демонстрируя уверенность, что все изменится к лучшему); 
-доверие (педагог поручает ребенку ответственное дело, демонстрируя уверенность, что у него все получится, ведь именно доверие может изменить мироощущение ребенка);  
-создание условий для нравственных упражнений (от педагога требуется правильно подобрать систему нравственных ситуаций, которые будут влиять на формирование «западающих» нравственных качеств ребенка);

-укрепление веры в собственные силы (сущность приема заключается в создании такой педагогической ситуации, где ученик мог бы применить свои силы, и что самое главное - получить положительный результат);

-прощение (этот прием нейтрализует наказание ребенка – ребенок, ожидая наказание за проступок, не получает его от педагога и за это будет признателен ему за понимание его страданий); 

-убеждение (убеждая ребенка, необходимо опираться на его жизненный опыт и умело подводить его к выводам о правильности предлагаемых форм поведения).


К социально-педагогическим услугам, которые осуществляют социальные педагоги школы можно отнести:

-социально-педагогическое консультирование(оказание квалифицированной помощив  правильном понимании и решении проблем: детско-родительских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, предупреждения педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.

-социально-педагогическая диагностика (на основе современных приборов, тестов, должна давать оценку состояния учащегося для оказания эффективной педагогической помощи, попавшим в конфликтную ситуацию, установление форм социальной дезадаптации,  определение  интеллектуального развития детей, изучение склонностей и т.д.

-педагогическая коррекция (должна оказывать эффективную педагогическую помощь родителям в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, а также в исправлении неадекватных родительских установок);

-организация досуга в учреждениях дополнительного образования (должна способствовать расширению общего кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению к участию в праздниках, к клубной работе и кружковой работе); 

-определение формы обучения учащихся, нуждающихся в реабилитации (с учетом степени дезадаптации, уровня знаний, физического и психологического состояния);
-организация профориентации учащихся;

-социально-педагогический патронаж семей (качество патронажа оценивается по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки).


В работе с детьми группы риска необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. Психическое развитие детей протекает неравномерно, и педагог в этом смысле должен быть всегда начеку, он должен своевременно заметить отклонения в развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его потребностно-мотивационной и эмоцинально-волевой сфер. Только следуя этим принципам, педагог сумеет избрать правильную тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее эффективны по отношению именно к этому ребенку или подростку. Осуществляя индивидуальный подход в воспитании детей, педагог, таким образом, включается в единый комплексный процесс профилактикиотклонений и способствует их раннему выявлению и своевременной реабилитации.

Совместная деятельность педагогов и учащегося по организации и реализации программы поддержки и сопровождения, укрепляет характер ребенка группы риска. Защищает его от жестокости жизни, помогает найти свое место в социуме в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями личного потенциала. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались.
Программа социально-педагогической поддержки и сопровождения учащихся группы риска требует последовательности и системности в работе педагога. Все составляющие программы должны быть взаимосвязаны и нацелены на ситуацию успеха для каждого отдельного ребенка, нуждающегося в помощи.

 

Схема работы с нарушителями дисциплины, прогульщиками.

 

1.Личная беседа.

2.Беседа на собрании актива.
3.Обсуждение на родительском комитете класса.
4.Обсуждение на собрании класса
5.Беседа у заместителя директора по воспитательной работе.
6.Обсуждение на общешкольном собрании.
7.Вызов родителей

8.Привлечение общественности

9.Сообщение по месту работы родителей.

10.Беседа у директора школы.

11.Беседа на совете школы.
12.Беседа на заседании совета профилактики.
13.Обсуждение на педсовете.
14.Направление материала в комиссию поделом несовершеннолетних.

 

Схема проведения опроса социальным педагогом трудного подростка
 

1.Учеба: любимые предметы, причины неуспеха, отношение с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность

учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3.Отношение со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый»), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечения, для увеселения и т.п.

4. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимается его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и в чем причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношения к разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

5.Полезноуслышатьтакже очертаххарактерародителей.

6.Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивка, знакомство с различными дурманящими средствами, побег из дома, был ли задержан иливзят научетмилицией(когда, кем и за что).

7.Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

8.Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснения возможного переживания по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемое им сведения без его согласия никому из егородных,знакомых не будут переданы):

 а)перваявлюбленность исвязанные сэтимпсихическиетравмы;

 б)самооценка своейпривлекательности;

в)началополовой жизни и скрытое опасение по поводу своей сексуальной

неполноценности.

 

Схема - планпосещениясемьи


1.Составсемьи.

2.Где и в качестве когоработают родители идругиечлены семьи.

3.Материальноеобеспечениесемьи.

4.Квартирныеусловия,обстановка.

5.Имеетлиученикместо для занятий и как оно оборудовано.

6.Культурный уровень семьи (образование, какие выписывают газеты и журналы, есть ли домашняябиблиотека,радио,телевизор).

7.Режимшкольника и кто егоконтролирует.

8.Трудовое воспитание в семье: когда и сколько времени затрачивает школьник на выполнение домашних заданий, какую работу выполняет по дому и сколько времени затрачивает на неё, каким техническим трудом занимается, какое участие принимает в сельхозтруде.
9.Какзнакомятродители со своим трудом.

10.Какиемерыпоощрения инаказанияприменяются к детям.

11.Какорганизовандосугшкольника.

12.Осуществляются ли в семьеединыетребования кдетям.

13.Связь родителей со школой.

 

 

 

Категория: социально-педагогическая поддержка | Добавил: chajka
Просмотров: 1217 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
УО АМО

Минобр области
Вам помогут
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz