Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 24.11.2017, 07:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Вечерняя школа города Кувандыка"

Меню сайта
Категории раздела
скорая психологическая помощь [1]
ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ [2]
беседы, разработки, ссылки на различные сайты о здоровом образе жизни
социально-педагогическая поддержка [9]
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » социально-психологическая служба » социально-педагогическая поддержка

поддержка семей "группы риска"
08.11.2015, 11:01

Социально-педагогическая поддержка семей "группы риска"

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:

1.Выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;

2. Определение причин семейного неблагополучия;

3.Содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;

4.Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

5. Профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;

6.Работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи

Основными источниками информации о семье являются:

 классный руководитель, педагоги ребенка, социальные паспорта классов, беседы с ребенком, его родственниками, сверстниками; непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ); наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение егосоциального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения; актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности по решению проблемы.

 

Направления деятельности (формы помощи, правовые основания деятельности, субъекты взаимодействия по проблеме).

- Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей;

-постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОУ;

-консультирование родителей по основным обязанностям по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), ст. 63–65, 69, 71, 73, 74, 77);

-обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости);

-если ситуация в семье не меняется: подготовка ходатайств:

 1. Ходатайство в Управление по социальным вопросам: о занесении семьи в банк данных города или области; об оказании помощи семье в решении экономических, материальных, психологических, юридических и других вопросов; о привлечении специалистов социальных служб к работе с данной семьей.

 2. Ходатайство в УВД о привлечении родителей к административной ответственности (по необходимости).

 3. Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со ст. 69, 73 СК РФ) СК РФ (ст. 69–77);

 

 Основная работа с семьей включает несколько этапов.

  1. На предварительном этапе проводится диагностика на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.

 Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:

  • раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы;
  • выявление характера проблем;
  • изучение причин социального неблагополучия обучающихся.

 

 Изучение социальным педагогом семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе (группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска. В дальнейшем дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного "фактора риска" семейного неблагополучия, с использованием подобранных диагностических средств. Уровень социальной адаптированности (дезадаптации), степени риска форм отклоняющегося поведения ребенка может быть выявлен с помощью методик, например, методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов социальной защиты. Работа по первичному изучению семьи проводится социальным педагогом с использованием различных методов: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (ОУ, среда сверстников и т. п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, педагоги ребенка и др.).

 

2. Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с ее членами. Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию. В процессе обследования жилья ребенка социальный педагог анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью. По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данный акт оформляется в случаях: если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка); жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).

3.Выявление служб, ранее работавших с семьей.

 На этом этапе социальный педагог получает информацию по проблеме от педагогов ОУ, которое посещает ребенок, по поводу обращения к ним родителей, близких родственников. Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, т. к. любая информация может стать полезной в установлении контакта с ним и семьей. Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты. Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами по охране прав детства. На данном этапе, как правило, социальный педагог не обходится без взаимодействия со школьным медицинским работником, участковым педиатром. В случае необходимости направляется запрос в наркологический, психоневрологический диспансер по месту жительства для получения сведений о возможной постановке родителей на учет. На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы социального педагога по реабилитации семьи.

  4. Планирование работы по реабилитации семьи.

       Определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи. По результатам изучения семьи и социальной ситуации ребенка заполняются "Карта семьи" и "Социальная карта личности". Содержание реабилитационной работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской, трудовой реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи. На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы: 1. принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году; 2. специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком.

 

Технологии работы с детьми группы риска

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

  • организационные социально-педагогические технологии;
  • социально-педагогические технологии индивидуальной работы.
  • формирование банка данных детей и подростков группы риска.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Разработка и утверждение программ социально-педагогическая деятельности с ребенком, группой, общностью. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

•целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;

•прогнозируемости;

•измеряемости ожидаемых результатов.

Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

Обеспечение условий реализации программ.

5.Консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении.

6. Межведомственные связи социального педагога. Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами.

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.

Программы групповой профилактической работы могут быть разработаны как:

информационно-пропагандистские ( ролевые, игровые, деловые, досуговые), направленные на формирование устойчивого положительного отношения к возможностям собственного здоровья и негативного отношения к возможностям употребления веществ, вызывающих зависимость;

социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком.

·

 

 

В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:

1.   Конвенция о правах ребенка

2. Закон РФ "Об образовании";

3.Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";

4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

 5. Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

6. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации, 2008; 7. постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы";

8. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

 9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761.

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный паспорт класса

(20…/… учебный год)

 

Класс

Классный руководитель

Количество учащихся …………………………чел.

Количество: - девочек……..чел.

- мальчиков………чел.

Возраст: год рождения

- девочки…………..

- мальчики………….

Состав семей:

многодетные семьи (количество и фамилии)…….

неполные семьи……..

дети, находящиеся на опеке (количество и фамилии)…..

проживают вместе с бабушками и дедушками (количество и фамилии)……..

единственные дети в семье (количество)

имеют братьев и сестер (количество)

Жилищные условия:

проживают в коммунальных квартирах (количество)………

в отдельных квартирах………..

арендуют жилье………..

в загородных домах……….

Образовательный уровень родителей:

мать отец

имеют высшее образование …….. ………

среднее специальное …….. ………

неполное среднее ……. ………

имеют ученую степень ……. ……....

Количество учащихся, входящих в группу «риска», склонных к правонарушениям (количество и фамилии)………….

 

 

 

 

 

 

Национальный состав класса:

Национальность

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние здоровья учащихся:

находятся на индивидуальном обучении……….(фамилии)

имеют хронические заболевания……….

нарушено зрение…………

Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования:

обучаются в музыкальных школах………..

в спортивных секциях, клубах………..

в театральных студиях……….

в танцевальных студиях……….

в художественных школах, изостудиях………

другие виды деятельности………..

Классный руководитель……………..

 

 ФИО учащегося

Дата
рождения

 

Класс

кл. рук.

ФИО
отца

Место работы

ФИО матери Место работы

Кружок

адрес

телефон

Причина постановки на ВШУ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: социально-педагогическая поддержка | Добавил: chajka
Просмотров: 533 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
УО АМО

Минобр области
Вам помогут
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz