Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 22.12.2024, 23:05
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Вечерняя (сменная) школа"

Меню сайта
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » ученикам » Подготовка к ЕГЭ

готовимся к единому зкзамену
[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] 26.11.2014, 15:14

Изменения в КИМ ЕГЭ по биологии и химии 2015 года
Общие изменения
1. Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 – задания с кратким ответом, часть 2 – задания с развернутым ответом).
2. Задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
3. Изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, записывается цифрой номер правильного ответа (а не крестик).
4. По большинству учебных предметов сокращено количество заданий с выбором одного ответа.
5. На основе анализа статистических данных о результатах экзамена и качестве КИМ в ряде предметов исключены некоторые линии заданий, изменена форма ряда заданий.
6. На постоянной основе ведется работа по совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом.
Изменения по предметам
Биология – существенные изменения.
1) Уменьшено число заданий в экзаменационной работе с 50 до 40.
2) Уменьшено число заданий с выбором одного верного ответа с 36 до 25.
3) Увеличено число заданий с развернутым ответом с 6 до 7.
Химия – принципиальных изменений нет.
1. Уменьшено число заданий базового уровня сложности с 28 до 26 заданий.
2. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1–26: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
3. Максимальный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы 2015 года составляет 64 (вместо 65 баллов в 2014 году).
4. Изменена система оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества. Максимальный балл за его выполнение – 4 (вместо 3 баллов в 2014 году).
Структура теста ЕГЭ
Экзамен по биологии состоит из 40 заданий, что больше, чем по любому другому предмету, сдаваемому в формате ЕГЭ. Все задачи разделены на три группы:
• А1–А25 – задания базового уровня сложности, решение которых в идеале должно занимать 1–2 мин.;
• В1–В8 – задания повышенной сложности на 3–5 мин. каждое;
• С1–С7 – задания высокой сложности, на каждое отводится 10–20 мин.

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни.
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания}
1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира.
1.2 Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.
Раздел 2. Клетка как биологическая система}
2.1 Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов - основа единства органического мира, доказательство родства живой природы
2.2 Многообразие клеток. Прокариотические и эукариотические клетки. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов
2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека
2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности
2.5 Обмен веществ и превращения энергии - свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле
2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот
2.7 Клетка - генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.
Раздел 3. Организм как биологическая система
3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различия полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.
3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.
3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.
3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.
3.8 Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома.
Раздел 4. Система и многообразие органического мира.
4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
4.2 Царство бактерий, их строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.
4.3 Царство грибов, их строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.
4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.
4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.
4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов животны
Раздел 5. Организм человека и его здоровье}
5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов
5.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов
5.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой
5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Раздел 6. Эволюция живой природы}
6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых
видов. Способы видообразования
6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы стественного
отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции.Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира
6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов
6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
6.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ним человека.
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности}
7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, их значение. Антропогенный фактор
7.2 Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей и сетей питания)
7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, их основные отличия от природных экосистем
7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы
7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде.
Требования к уровню подготовки выпускников
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:
1.1. основные положения биологических законов, теорий, закономерностей,
правил, гипотез:
1.1.1. основные положения биологических теорий (клеточная; хромосомная; синтетическая теория эволюции, антропогенеза);
1.1.2. основные положения учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
растений; В.И.Вернадского о биосфере);
1.1.3. сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
сходства; биогенетического);
1.1.4. сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды);
1.1.5. сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека);
1.2. строение и признаки биологических объектов:
1.2.1. клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов;
1.2.2. генов, хромосом, гамет;
1.2.3. вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;
1.2.4. вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
1.3. сущность биологических процессов и явлений:
1.3.1. обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, пластический и энергетический обмен, питание, фотосинтез, хемосинтез, дыхание,
брожение, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;
1.3.2. митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
1.3.3. оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
1.3.4. взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного отбора;
1.3.5. действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания;
1.3.6. круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
1.4. современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
1.5. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

УМЕТЬ Объяснять:

2.1.1. роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира;
2.1.2. единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя
биологические теории, законы и правила
2.1.3. отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека
2.1.4. причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций
2.1.5. взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды
2.1.6. причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас
2.1.7. место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека
2.1.8. зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль
гормонов и витаминов в организме
Устанавливать взаимосвязи
2.2.1. строения и функций молекул, органоидов клетки; органов и систем органов; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза
2.2.2. движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции
2.3. решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции
2.4. составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети)
2.5. распознавать и описывать
2.5.1. клетки растений и животных
2.5.2. особей вида по морфологическому критерию
2.5.3. биологические объекты по их изображению
2.5.4. экосистемы и агроэкосистемы
Выявлять
2.6.1. отличительные признаки отдельных организмов
2.6.2. приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных
2.6.3. абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах
2.6.4. источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)
2.7. сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)
2.7.1. биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и
агроэкосистемы)
2.7.2. процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез)
2.7.3. митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение
2.7.4. формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции
2.8. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация)
2.9. анализировать
2.9.1. различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов
2.9.2. состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные
антропогенные изменения в биосфере
2.9.3. результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ}
Для обоснования
3.1.1. правил поведения в окружающей среде
3.1.2. мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
3.1.3. мер оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами
3.1.4. способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных
измерительных материалов ЕГЭ 2015 г. следует иметь в виду, что задания, в
него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут
проверяться с помощью вариантов КИМ в 2015 г. Полный перечень
элементов, которые могут контролироваться на едином государственном
экзамене 2015 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и
требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций
для проведения единого государственного экзамена 2015 г. по биологии.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы
дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности
составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об
их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения
заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают
представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого
ответа.
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2015 году единого государственного экзамена
по БИОЛОГИИ
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
40 заданий. Часть 1 содержит 33 задания с кратким ответом. Часть 2
содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа
(180 минут).
Ответы к заданиям 1–25 записываются в виде одной цифры, которая
соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в бланк
ответов № 1.
Ответ: 4
Ответы к заданиям 26–33 записываются в виде последовательности
цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы,
а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: 3 4 6
А Б В Г Д
Ответ: 1 2 2 1 2
Ответ: 4 5 2 3 1
Задания 34–40 требуют развёрнутого решения. В бланке ответов № 2
укажите номер задания и запишите его полное решение.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
КИМ Бланк
КИМ Бланк
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 4 / 22)

ЧАСТЬ 1
Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует
номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в
тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) простейших
3) вирусов
4) многоклеточных
Ответ:
Животных относят к группе эукариот, так как их клетки имеют
1) оформленное ядро
2) плазматическую мембрану
3) цитоплазму
4) рибосомы
Ответ:
Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе
1) биосинтеза белка на рибосомах
2) окисления молекул пировиноградной кислоты
3) подготовительного этапа энергетического обмена
4) синтеза жиров на гладкой эндоплазматической сети
Ответ:
Какая фаза деления клетки изображена на
рисунке?
1) профаза
2) метафаза
3) анафаза
4) телофаза
Ответ:
1
2
3
4 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 5 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Эмбриональное развитие начинается с
1) дробления зиготы
2) образования зачатков органов
3) формирования гаструлы
4) образования гамет
Ответ:
К аллельным относят гены, контролирующие проявление у дрозофилы
1) недоразвитых крыльев и серого тела
2) тёмного тела и красной окраски глаз
3) белой и красной окраски глаз
4) серого тела и нормальных крыльев
Ответ:
Фенотипические различия между однояйцевыми близнецами обусловлены
1) взаимодействием аллельных генов
2) разными генотипами организмов
3) сцеплением генов
4) влиянием условий среды
Ответ:
Штаммы определённого вида плесневого гриба различаются между собой
1) интенсивностью синтеза белков
2) строением клеток
3) набором органоидов
4) способом бесполого размножения
Ответ:
Споры бактерий, в отличие от спор грибов,
1) выполняют функцию питания и дыхания
2) образуются в результате полового размножения
3) необходимы для размножения и расселения на новые места
4) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
Ответ:
5
6
7
8
9
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 6 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Какую функцию выполняют клетки камбия у древесных растений?
1) проводят воду с минеральными веществами
2) способствуют росту в толщину
3) проводят органические вещества
4) защищают ткани и органы
Ответ:
Какой буквой на рисунке обозначен орган, в
котором содержатся зрелые семена сосны?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
Ответ:
Жидкие продукты жизнедеятельности у инфузории-туфельки выводятся через
1) порошицу
2) клеточный рот
3) сократительные вакуоли
4) пищеварительные вакуоли
Ответ:
Какая особенность размножения и развития сформировалась
у пресмыкающихся при освоении наземно-воздушной среды?
1) образование гамет путём мейоза
2) внутреннее оплодотворение
3) развитие зародыша в матке
4) забота о потомстве
Ответ:
10
11 А
В
Г
Б
12
13 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 7 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Сходство гладкой и поперечнополосатой мышечных тканей состоит в их
способности
1) выполнять опорную функцию
2) устанавливать связи между органами
3) возбуждаться и сокращаться
4) осуществлять защитную функцию
Ответ:
В малом круге кровообращения у человека газообмен происходит
в капиллярах
1) печени
2) лёгких
3) верхних конечностей
4) сердечной мышцы
Ответ:
Пассивный иммунитет формируется у человека при
1) использовании антибиотиков
2) наличии в плазме белка фибриногена
3) введении лечебных сывороток
4) избытке витаминов группы С
Ответ:
Рефлекторная дуга обонятельного рефлекса у человека начинается с
1) химического рецептора
2) рабочего органа
3) двигательного нейрона
4) тела чувствительного нейрона
Ответ:
14
15
16
17
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 8 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
В первые часы после травмы к повреждённому месту прикладывают
холодный предмет, чтобы
1) ослабить активность ферментов
2) уменьшить кровоизлияние
3) усилить кровоток в сосудах
4) блокировать деятельность фагоцитов
Ответ:
Внутривидовая борьба как движущая сила эволюции ведёт к
1) ослаблению конкуренции между видами
2) появлению у особей мутаций
3) естественному отбору
4) изоляции популяций
Ответ:
Разделение популяций одного вида по срокам размножения может привести к
1) популяционным волнам
2) конвергенции признаков
3) усилению межвидовой борьбы
4) экологическому видообразованию
Ответ:
Частные морфологические изменения, обеспечивающие приспособленность
организмов к определённым условиям среды, – это
1) ароморфоз
2) конвергенция
3) дегенерация
4) идиоадаптация
Ответ:
18
19
20
21 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 9 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Главный экологический фактор, вызывающий листопад у растений, –
изменение
1) состава почвенного покрова
2) влажности воздуха
3) продолжительности светового дня
4) температуры окружающей среды
Ответ:
Сокращение численности хищных животных в лесных биоценозах приведёт к
1) распространению заболеваний среди травоядных животных
2) увеличению видового разнообразия растений
3) изменению видового состава продуцентов
4) расширению кормовой базы насекомоядных животных
Ответ:
Укажите экологическую проблему, которую считают глобальной для
современного человечества.
1) строительство гидроэлектростанций
2) непрерывный рост численности населения Земли
3) акклиматизация растений и животных
4) высыхание мелких водоёмов
Ответ:
Верны ли следующие суждения о генетической информации?
А. Прокариоты и многие вирусы содержат генетическую информацию
в молекуле ДНК.
Б. В эукариотических клетках генетический материал распределён в нескольких
хромосомах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
22
23
24
25
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 10 / 22)
Ответом к заданиям 26–33 является последовательность цифр, которую
следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера
соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,
запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в
отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
В заданиях 26–28 выберите три верных ответа из шести. Запишите
в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происходят в
1) хлоропластах растений
2) каналах эндоплазматической сети
3) лизосомах клеток животных
4) органах пищеварения человека
5) аппарате Гольджи эукариот
6) пищеварительных вакуолях простейших
Ответ:
Что из перечисленного лежит в основе высшей нервной деятельности
человека?
1) абстрактное мышление
2) инстинкты
3) сознание
4) речь
5) безусловные рефлексы
6) раздражимость
Ответ:
К экологическим характеристикам вида относят
1) сезонные явления в жизни организмов
2) характер пищи и способ питания
3) строение пищеварительной системы
4) особенности места обитания организма
5) особенности размножения и развития
6) наличие специфических паразитов у организма
Ответ:
26
27
28 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 11 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
В заданиях 29–32 к каждому элементу первого столбца подберите
соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинтеза.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
А) фотолиз воды
Б) фиксация углекислого газа
В) расщепление молекул АТФ
Г) синтез молекул НАДФ•2Н
Д) синтез глюкозы
1) световая
2) темновая
А Б В Г Д
Ответ:
Установите соответствие между особенностью размножения и отделом
растений, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ
А) преобладание гаметофита в цикле
развития
Б) преобладание бесполого поколения
В) образование спор в коробочке
(спорогоне)
Г) развитие спорофита на гаметофите
Д) образование гамет на заростке
Е) образование предростка из споры
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
А Б В Г Д Е
Ответ:
Установите соответствие между процессом пищеварения у человека и
органом пищеварительной системы.
ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ ОРГАН
А) окончательное расщепление жиров
Б) начало переваривания белков
В) расщепление клетчатки
Г) взаимодействие пищевой массы
с поджелудочным соком
Д) интенсивное всасывание питательных
веществ в кровь и лимфу
1) желудок
2) тонкая кишка
3) толстая кишка
А Б В Г Д
Ответ:
29
30
31
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 12 / 22)
Установите соответствие между приспособленностью организмов и
эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ
ПРОЦЕСС
А) ласты кита и роющие конечности крота
Б) крылья птицы и крылья бабочки
В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы
Г) разные формы клюва у вьюрков
Д) крылья летучей мыши и крылья совы
1) дивергенция
2) конвергенция
А Б В Г Д
Ответ:
В задании 33 установите последовательность биологических процессов,
явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми
обозначены биологические процессы, явления, практические действия,
в правильной последовательности в таблицу.
Установите последовательность эволюционных процессов на Земле
в хронологическом порядке.
1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) образование коацерватов в воде
5) появление клеточных форм жизни
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
32
33 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 13 / 22)
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания 34–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный
развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Почему люди, работающие в тайге в весенне-летнее время, нередко
заболевают тяжёлой болезнью – таёжным энцефалитом? Объясните, как
происходит заражение.
Назовите слои кожи человека, обозначенные
на рисунке буквами А и В. Укажите
функции, которые они выполняют.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей.
2. В их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты,
улавливающие солнечный свет. 3. Водоросли способны образовывать
органические вещества из неорганических как при фотосинтезе, так и при
хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью
ризоидов. 5. Водоросли – основной поставщик кислорода в морях и океанах.
6. Морскую водоросль – ламинарию человек употребляет в пищу.
34
35
36
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 14 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд
млекопитающих. Что обеспечивает процветание грызунов в природе?
Укажите не менее трёх причин.
Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы
(кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трёх процессов
и поясните их.
В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число
хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом
мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом
и молекул ДНК.
При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами
и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого
поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего
скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными
семенами; 150 – с морщинистыми окрашенными; 4010 – с морщинистыми
неокрашенными; 149 – с гладкими неокрашенными. Определите генотипы
родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего
скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование
четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
37
38
39
40 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 15 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание 1–25 ставится 1 балл;
за неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.
За правильный ответ на каждое задание 26–33 ставится 2 балла; если
допущена одна ошибка – 1 балл, допущены две и более ошибки или ответ
отсутствует – 0 баллов.
№ задания Ответ № задания Ответ
1 2 18 2
2 1 19 3
3 2 20 4
4 2 21 4
5 1 22 3
6 3 23 1
7 4 24 2
8 1 25 3
9 4 26 346
10 2 27 134
11 4 28 124
12 3 29 12212
13 2 30 121121
14 3 31 21322
15 2 32 12212
16 3 33 45231
17 1
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 16 / 22)
Часть 2
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Почему люди, работающие в тайге в весенне-летнее время, нередко
заболевают тяжёлой болезнью – таёжным энцефалитом? Объясните, как
происходит заражение.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) в это время в тайге активизируются таёжные клещи, которые,
питаясь кровью зверей и птиц, становятся переносчиками
возбудителей энцефалита;
2) клещи, попавшие на кожу человека, присасываются к ней и со
слюной вносят в неё возбудителей энцефалита
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
2
Ответ включает один из названных выше элементов,
ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит
биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
34 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 17 / 22)
Назовите слои кожи человека, обозначенные
на рисунке буквами А и В. Укажите
функции, которые они выполняют.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) А – эпидермис; В – подкожная жировая клетчатка;
2) эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает
образование пигмента;
3) подкожная жировая клетчатка препятствует охлаждению тела,
является энергетическим резервом, играет роль амортизатора при
ушибах
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит
биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но
содержит биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
35
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 18 / 22)
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
в которых они сделаны, исправьте их.
1. Бурые водоросли обитают в морях и состоят из разнообразных тканей. 2. В
их клетках наряду с хлорофиллом содержатся и другие пигменты,
улавливающие солнечный свет. 3. Водоросли способны образовывать
органические вещества из неорганических как при фотосинтезе, так и при
хемосинтезе. 4. Водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью
ризоидов. 5. Водоросли – основной поставщик кислорода в морях и океанах.
6. Морскую водоросль – ламинарию человек употребляет в пищу.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 1 – бурые водоросли не имеют тканей;
2) 3 – в водорослях не происходит хемосинтез;
3) 4 – водоросли поглощают воду и минеральные соли всей
поверхностью тела, а ризоиды служат для прикрепления
к субстрату
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит
лишней неверной информации
3
В ответе указаны две-три ошибки, но исправлены только две.
За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не
снижаются
2
В ответе указаны одна–три ошибки, но исправлена только одна.
За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не
снижаются
1
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно,
ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них
0
Максимальный балл 3
36 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 19 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Грызуны – самый крупный по числу видов и широте распространения отряд
млекопитающих. Какие факторы обеспечивают процветание грызунов
в природе? Укажите не менее трёх факторов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) обилие растительной пищи;
2) плодовитость и быстрая смена поколений;
3) приспособленность к различному образу жизни: наземному,
древесному, полуводному
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит
биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но
содержит биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
37
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 20 / 22)
Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы
(кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трёх процессов и
поясните их.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода
и углекислого газа: выделяется кислород, и поглощается углекислый
газ;
2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и
углекислого газа: поглощается кислород, и выделяется углекислый
газ;
3) в результате азотфиксации бактериями поглощается
молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот
выделяется
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит
биологических ошибок
3
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит
биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но
содержит биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
38 Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 21 / 22)
В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число
хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом
мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом
и молекул ДНК.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции)
Баллы
Схема решения задачи включает:
1) перед началом мейоза I число хромосом – 8, число молекул
ДНК – 16;
2) перед началом мейоза I ДНК реплицируется, и каждая хромосома
состоит из двух хроматид, но число хромосом не меняется;
3) перед началом мейоза II число хромосом – 4, число молекул
ДНК – 8;
4) перед началом мейоза II после редукционного деления мейоза I
число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза
Ответ правильный и полный, включает все названные выше
элементы
3
Ответ включает два-три из названных выше элементов и не
содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает четыре названных выше элемента,
но содержит биологические ошибки
2
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит
биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает два-три из названных выше элементов,
но содержит биологические ошибки
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами
и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого
поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего
скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными
семенами; 150 – с морщинистыми окрашенными; 4010 – с морщинистыми
неокрашенными; 149 – с гладкими неокрашенными. Определите генотипы
родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего
скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование
четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
39
40
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2015 г. БИОЛОГИЯ, 11 класс. (2015 - 22 / 22)
© 2015 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Схема решения задачи включает:
1) первое скрещивание:
P ААBB
гладкие
окрашенные
× ааbb
морщинистые
неокрашенные
G AB ab
F1 AaBb
2

Категория: Подготовка к ЕГЭ | Добавил: незабутка
Просмотров: 1294 | Загрузок: 41 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Hillocivy  
0
Повceднeвная жизнь стaвит пеpед нaми тaкиe задачки, решать кoтоpые не учaт ни в какoй школе. Множеcтвo куpсов доступны тoлькo в бoльших гоpодах и платить зa ниx пpихoдится немало. Тепeрь не нужно тpатить время и дeньги, можнo получить всё и cразу, причём абсолютно беcплатнo. Школьные уpооки, секрeты кpaсоты и народныe рецепты, видеокуpсы для дoмaшнeгo мастeра, пчелoвoда, фотографa, кулинарa и т.д. Всё, на что хватит вaшей фантaзии, coбрано в одном меcте. Учиться – прoсто, интepеcсно и круто. Видеоуpоки на все случaи жизни: удиви друзeй – стань умнеe!

http://mirurokov.net/359-venecianskaya-shtukaturka-video-urok.html - венецианская штукатурка видео уроки

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
УО АМО

Минобр области
Вам помогут
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz