Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 23.04.2024, 22:40
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Вечерняя (сменная) школа"

Меню сайта
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » учительская » методическая копилка

Рабочая программа по информатике
16.09.2015, 23:51

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное   учреждение      «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»

                                           

                                        Рабочая программа

по предмету:

«Информатика и ИКТ»

базовый уровень, 10 - 12 класс

 

2015 - 2016учебный год

                                                                                                                              Составитель:                                                                                                                          Дубчак Н.В.

МБОУ «Вечерняя (сменная) школа»,

___ 1__ квалификационная категория

 

Кувандык

2015

Аннотация

       Рабочая программа   по информатике и ИКТ для 10-11 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ ( Базовый уровень), авторской программы курса «Информатика  ИКТ», общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10-11 классов  Семакина И.Г., Хеннер Е.К

Обоснование выбора программы

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах.  Данный учебный курс осваивается учащимися  после изучения   базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах). Данная программа обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта  в их теоретической  и практической  составляющих: освоение системы базовых знаний,  овладение умениями информационной деятельности,  развитие и  воспитание учащихся,  применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.

Нумерация разделов стандарта и программы выполнена авторами  без какого-либо искажения их формулировок  и последовательности. Авторы УМК включили в его содержание все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе. Это  качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.

Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на  восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса.

 В современном обществе  происходят  интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности.  Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например,  гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку  задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты.  Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.

Цели и задачи реализации программы

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение

следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Перечень нормативно-правовых документом, на основе которых составлена рабочая программа

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);
  • Федеральный компонент государственного стандарта  основного  общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  • Федеральный  перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-14 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России  от 19 декабря 2012 года № 1067,  зарегистрирован в Минюсте России 30 .01. 2013г., регистрационный номер 26755).
  • Письмо Министерства образования и науки  Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404  «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
  • Письмо Министерства образования и науки  Челябинской области и ГОУ ДПО «ЧИППКРО» № 03-02/5639 от 24.07.2013г.  «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-14 учебном году».
  • Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/5639 от 24.07.2013г. «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных     учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году».
  • Областной базисный  учебный план Челябинской области  /Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №02-678 от 01.07.2011г  «Об утверждении областного базисного учебного плана».
  • Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
  • Авторская программа  курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, Семакин И.Г., Хеннер Е.К. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ ).
  • Учебный план МОУ Яраткуловской  СОШ на 2013-2014 учебный год.
  • Положение о разработке  рабочих программ, учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) МОУ Яраткуловской СОШ.        

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ГОС

Современный курс школьной информатики –  «точка роста» информатизации образования и общества,  в которой создается теоретическая основа и  обеспечиваются необходимые практические  умения, он как ни один другой предмет  нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека, закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Информатика представляет собой «метадисциплину»,  ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

         Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы

Основные содержательные линии  общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие   содержательные линии  курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации  в информационных системах;  информационные основы процессов управления);
  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей;  исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса,  являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

В соответствии с данными линиями материал распределен на 10-11 классы. Курс  10 класса разделен на 4 раздела: «Информация», «Информационные процессы системах», «Информационные модели»,  «Программно-технические системы реализации информационных процессов». Курс 11 класса содержит 3 раздела: «Технологии использования и разработки информационных систем», «Технологии информационного моделирования», « Основы социальной информатики».

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа рассчитана на 72 часа в старшей школе: 10 класс — 18 часов, 11 класс -18 часов, 0,5 часа в неделю; 12 класс – 36 часов, 1 час в неделю.

  1. практических работ — 18; 17.
  2. контрольных работ — 4;2.
  3. творческая работа -1 (12 класс).
  4. обобщающий урок за год (урок -игра) — 1;1.

  Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

общее

теория

практика

10 класс

1.

Информация

6

4

2

2.

Информационные процессы в системах

10

5

5

3.

Резервный урок

2

1

1

 

Итого:

18

10

8

11 класс

4.

Информационные модели

6

2

4

5.

Программно-технические системы реализации информационных процессов

11

5

6

6.

Обобщение материала

1

1

 

Итого:

18

8

10

12 класс

7.

Технологии использования и разработки информационных систем

22

7

15

8.

Технологии информационного моделирования

8

4

4

9.

Основы социальной информатики

3

2

1

10.

Обобщение материала

1

1

 

11.

Резервный урок

2

1

1

 

Итого:

36

15

21

 

Итого  за курс:

72

33

39

 

Требования к уровню подготовки (результаты обучения) обучающихся по информатике и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса и практических работ (компьютерного практикума). Практические работы проводятся в соответствии с заданиями задачника-практикума.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) посредством контрольной работы в виде тестирования.

Итоговый контроль за весь курс осуществляется в виде урока-игры (КВН, Турнир).

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Кол-во часов

Тема

Основные учебные действия

Форма контроля

по плану

фактическая

10 класс

Раздел 1. Информация. 6ч.

1

 

 

1

Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Вводный урок.

-ознакомление с правилами поведения и  ТБ.

 

2

 

 

1

Понятие информации.

 

 

-рассмотрение различных концепций к понятию информация.

 

3

 

 

1

Представление информации.

-рассмотрение способов представления информации.

 

4

 

 

1

Различные подходы к измерению информации.

 

-рассмотрение различных способов измерения информации.

 

5

 

 

1

Решение задач на измерение информации

-умение решать задачи на измерение информации.

 

6

 

 

1

Обобщающий урок

-обобщение полученных знаний.

Контрольная работа №1

Раздел 2. Информационные процессы в системах. 10ч.

7

 

 

1

Введение в  теорию систем

-рассмотрение основных понятий.

 

8

 

 

1

Процессы хранения информации.

 

-рассмотрение процесса хранения информации.

 

9

 

 

1

 

Процессы передачи информации.

-рассмотрение процесса передачи информации.

 

10

 

 

1

Обработка информации.

 

-рассмотрение процесса обработки информации.

 

12

 

 

2

Способы обработки информации

Решение задач на обработку информации

- рассмотрение  способов обработки информации.

 

13

 

 

1

Поиск  данных

-рассмотрение процесса поиска информации, способов поиска.

 

14

 

 

 

1

Защита информации.

 

-рассмотрение процесса защиты информации.

 

 15

 

 

1

Способы защиты информации.

 -рассмотрение способов защиты информации.

 

16

 

 

1

Обобщающий урок

-обобщение полученных знаний.

Контрольная работа №2

17-18

 

 

2

Итоговое повторение

 

 

Раздел 3. Информационные модели. 6ч.

19

 

 

1

Компьютерное информационное моделирование.

-рассмотрение различных типов моделей.

 

20

 

 

1

Структуры  данных: деревья, графы, сети, таблицы.

-умение строить модели.

 

21

 

 

1

Модели предметной области.

 

-умение строить модели.

 

22

 

 

1

Алгоритм – модель деятельности.

 

-рассмотрение основных понятий.

 

23

 

 

1

Решение задач.

-умение строить алгоритмы, выполнять трассировку алгоритмов.

 

24

 

 

1

Обобщающий урок

-обобщение полученных знаний.

Контрольная работа №3

Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов. 11 ч.

25

 

 

1

Архитектура ПК

-рассмотрение  основных

понятий.

 

26

 

 

 

1

Аппаратное и программное обеспечение компьютера

-рассмотрение  основных

понятий.

 

27

 

 

1

Прикладные программы, операционные системы.

-рассмотрение  основных

понятий.

 

28

 

 

1

Работа в ОС.

-умение работать в соответствующей ОС и  с  ПО.

 

29

 

 

1

Дискретные модели данных в компьютере.

 

 

-рассмотрение принципов представления информации в памяти компьютера.

 

30

 

 

1

Представление чисел.

 

-рассмотрение принципов представления чисел в памяти компьютера.

 

31

 

 

1

Представление текста.

-рассмотрение принципов представления текста  в памяти компьютера.

 

32

 

 

1

Представление графической информации.

-умение вычислять размеры цветной палитры.

 

33

 

 

1

Многопроцессорные системы и сети .

 

 

-рассмотрение понятия многопроцессорной системы и сетей.

 

34

 

 

1

Работа в сети.

-умение работать в сети.

 

35

 

 

1

Обобщающий урок

-обобщение полученных знаний.

Контрольная работа №4

36

 

 

1

Обобщение материала

-подведение итогов за год.

Урок-игра

12 класс

Раздел 5. Технологии использования и разработки информационных систем. 22ч.

37

 

 

1

Введение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.

-ознакомление с правилами поведения и  ТБ.

 

38

 

 

1

 Понятие информационной системы (ИС).

-рассмотрение  основных понятия, типов ИС.

 

39

 

 

1

Основные понятия баз данных (БД).

 

-ознакомление с основными понятиями БД.

 

40

 

 

1

Проектирование многотабличной БД.

-умение проектировать БД.

 

41

 

 

1

Создание структуры БД.

 

-умение создавать структуру БД.

 

42

43

 

 

2

Заполнение БД данными.

 

-умение заполнять БД данными.

 

44

 

 

1

Создание форм и отчетов к БД.

 

-умение создавать формы и отчеты.

 

45

 

 

1

Создание запросов к БД.

 

-умение создавать различные запросы к БД.

 

46

 

 

1

Создание сложных запросов.

-умение создавать сложные запросы к БД

 

47

 

 

1

Гипертекст .

 

-рассмотрение назначения гипертекста.

 

48

 

 

1

Создание гипертекстов

-умение создавать гипертекст  и организовывать работу гипертекстов.

 

49

 

 

 

1

Интернет как информационная система.

 

-рассмотреть основные понятия.

 

50

 

 

1

Работа в электронной почте.

-умение работать в электронной почте.

 

51

 

 

1

Работа с файловыми архивами.

 

-умение работать с файловыми архивами.

 

52

 

 

1

Поиск информации.

-умение искать нужную  и необходимую информацию.

 

53

 

 

1

Создание Web-сайта.

 

-рассмотрение средств создания web-страниц.

 

54

 

 

1

 

 

Создание сайта с использованием текстового редактора на основе HTML-языка. 

-умение создавать web-страницы.

 

 

55

 

 

1

 

Форматирование текста на web-страницах

 

-умение работать с текстом в HTML-языке.

 

56

 

 

1

Вставка изображений, гиперссылок .

-умение вставлять изображения и гиперссылки.

 

57

 

 

1

Геоинформационная система (ГИС ).

-ознакомление с ГИС;

-умение работать  в ГИС.

 

58

 

 

1

Обобщающий урок

-обобщение полученных знаний.

Контрольная работа №1

Раздел 5. Технологии информационного моделирования. 8ч.

59

 

 

1

 Моделирование зависимостей.

 

-рассмотрение основных понятий.

 

60

 

 

1

Статистическое моделирование.

-умение работать с моделями.

 

61

 

 

1

Регрессионные модели

-умение создавать и анализировать модели.

 

62

 

 

1

 Корреляционное моделирование.

 

 

- умение работать в табличном процессоре.

 

63

 

 

1

Решение задач корреляционного моделирования.

-решение задач.

 

64-65

 

 

2

Оптимальное планирование

Решение задач  оптимального планирования

-умение решать и анализировать задачи оптимального планирования.

 

67

 

 

1

Обобщающий урок

-обобщение полученных знаний.

Контрольная работа №2

Раздел 6. Основы социальной информатики. 3ч.

68

 

 

1

Информационные ресурсы, информационное общество

-рассмотрение основных понятий.

 

69

 

 

1

Правовое регулирование. Проблема информационной безопасности.

-рассмотрение вопросов правового регулирования, информационной безопасности.

 

70

 

 

1

Защита проектов. Обсуждение проблем информационного общества, информационной безопасности, решение этих проблем

-защита презентаций.

Творческая работа

71

 

 

1

Обобщение материала.

-обобщение материала за год.

Урок-игра

72

 

 

1

Резервный урок

 

 

   

    Список литературы для учителя.

  1. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера : Том 2. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2007. – 294 с.: ил.
  2. Методическая служба. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.
  3. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19.

 

    Список литературы для ученика

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для  10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К.  Хеннер –  5-е изд. - М.: БИНОМ.    Лаборатория  знаний, 2009. – 246 с.: ил.

Категория: методическая копилка | Добавил: chajka
Просмотров: 1078 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа
УО АМО

Минобр области
Вам помогут
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz