Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120)
Отдел охраны прав детей управления образования; органы опеки и попечительства; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; судебные органы (иски ОУ, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, родственников ребенка, самого ребенка по достижении 14 лет) Нахождение ребенка в социально опасном положении в семье (жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой – семейное насилие, безнадзорные дети, смерть родителей) Уведомление органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, служб социальной защиты о факте нахождения ребенка в социальноопасном положении в семье; обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости); обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи; ходатайство в управление образования о помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних "Феникс"; контроль и/или участие в дальнейшем устройстве ребенка СК РФ (ст. 69–77);ФЗ № 120 (ст. 13) Отдел охраны прав детей управления образования; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; участковые уполномоченные по месту жительства Насилие в семье по отношению к ребенку Обращение в подразделения по охране прав детства, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел СК РФ (гл. 12, ст. 77);ФЗ № 120 Участковые уполномоченные по месту жительства; отдел охраны прав детей управления образования; управления (отделы) внутренних дел по месту жительства; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; территориальные центры социальной помощи семье и детям; реабилитационные центры для детей и подростков Организация и ведение патронажа семьи ребенка "группы риска" Изучение статуса семьи и условий жизни ребенка;определение позитивных воспитательных ресурсов семьи; обследование жилищно-бытовых условий проживания семьи; выявление служб, ранее работавших с семьей; определение совместно с семьей, социальным окружением содержания дальнейшей работы: форм социальной, социально-психологической, правовой помощи; заключение соглашения на патронаж (между органами опеки и попечительства и семьей ребенка); привлечение (по необходимости) других служб и ведомств для оказания помощи семье;представление интересов ребенка (семьи) в различных инстанциях (КДН и ЗП и др.); содействие (по необходимости) организации занятости членов семьи, оформлению социальных льгот и пособий; текущие и контрольные посещения семьи (согласно условиям, отраженным в соглашении на патронаж) СК РФ; ФЗ № 120 Отдел охраны прав детей управления образования; территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; территориальные центры социальной помощи семье и детям; детские поликлиники по месту жительства Профилактика правонарушений несовершеннолетних Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДН и ЗП, судах; работа с семьями (патронаж) несовершеннолетних правонарушителей; постановка на внутришкольный учет учащихся, совершивших правонарушения; повышение правовой компетентности учащихся по вопросу ответственности за совершение правонарушений; повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей ФЗ № 120 Территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; комиссии территориальных органов УВД, в т. ч. По месту жительства (участковые пункты милиции, территориальные отделы внутренних дел); органы опеки и попечительства Правовой основой социально-педагогической работы является получение социальным педагогом разрешения руководителя ОУ на проведение профилактической работы с семьей (в соответствии с ФЗ № 120). Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику 1. ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи. Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими показателями: 2. уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье); родители проявляют заботу о детях; 3. дети посещают ОУ; 4. уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков; 5. семья поддерживает контакты с ОУ, центром социальной помощи и т. д.; 6. в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно настроена на взаимодействие с ними; 7. семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж. Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае действия социального педагога и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса.. ЧИТАТЬ ЗАКОН |