Аннотация рабочей программы по литературе 10класс.
Настоящая Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2008,10-е издание), в соответствии с рекомендательным письмом Министерства образования . Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
Рабочая программа составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-15 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р)
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Росийской Федерации от 05.03.2004 №1089)
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-выразительное чтение художественного текста;
-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-анализ и интерпретация произведения;
-составление планов и написание отзывов о произведениях;
-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
-анализ текста, выявляющий авторский замысел; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
-подготовка рефератов, докладов.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Курс литературы в школе основывается на следующих принципах:
- связь искусства с жизнью;
- единство формы и содержания;
- историзм;
- традиции и новаторство;
- осмысление историко-культурных сведений;
- усвоение основных понятий теории и истории литературы;
- формирование умений оценивать и анализировать произведение;
- овладение богатейшими изобразительными средствами русского литературного языка.
· репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
· продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
· поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
· исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся используются следующие
образовательные технологии:
-коллективная система обучения (КСО),
- информационно-коммуникационная технология,
-здоровьесберегающая технология,
-технология уровневой дифференциации обучения,
-тестовая технология.
Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:
вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
синтез интеллекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.
В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:
-индивидуальная;
-групповая;
-коллективная;
-самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей).
Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий
учебно-методический комплекс:
1.Коровин В.И. и др. Литература.10 кл.:Учеб.: В 2 ч.-М.: Просвещение,2011.
2.Беляева Н.В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы.-М.:Просвещение,2010.
3.Тематический библиографический указатель для учителя-словесника (с. 40 - 47 – методические руководства к учебникам, методические пособия (по классам), поурочное тематическое планирование для 5-11 классов).
4.Серия «В помощь школе». Изучение программных произведений на уроках литературы – М.: Русское слово, 2006.
Дополнительная литература для учащихся:
А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 1999.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М.: Интелвак, 2003.
Обучение сочинениям на свободную тему / Ю.С.Пичугов. - М.: Просвещение, 1986
Русская литература. Справочные материалы / Л.А.Смирнова. - М.: Просвещение, 1989.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 частях / П.А.Николаева. - М.: Просвещение, 2002.
Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской. – М.: Просвещение, 1996.
Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалева, Т.В. Соловьева. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 кл. Челябинск: «Взгляд», 2006НЛитература:
Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.
Русский фольклор: Словарь–справочник / Зуева Т.В. – М.: Просвещение, 2002.
Школьный поэтический словарь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000
Школьный словарь литературоведческих терминов / Чернец Л.В. и др. – М.: Просвещение, 2002.
|
|
В качестве информационной и методической поддержки используются ресурсы Интернет-сети, ЦОРы из школьной медиатеки и из фонда ЦПКИМР.
Данный учебно-методический комплекс позволяет достичь поставленных целей, развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, давать самостоятельную оценку литературных произведений, развить потребность в чтении, формировать умения и навыки владения литературным языком, добиться оптимальных результатов в обучении, повысить эффективность освоения учебного материала учащимися, сохранить преемственность в преподавании дисциплины.
Основная форма организации учебных занятий: классно-урочная система, в том числе лекции, семинарские занятия, создание и защита презентаций.
Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание РК по литературе позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, литературы, к традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.
Возрастание роли регионального компонента в структуре гуманитарных знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучать, обращаясь к региональному материалу, формируя бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям, в полной мере этому отвечает работа с учебной хрестоматией «Литература России. Южный Урал».
Курс «Литература России. Южный Урал» органично связан с базовым курсом литературы, он дополняет и расширяет его за счет включения таких вопросов и понятий, как региональные формы культуры, региональная литература, «культурное гнездо» литературное краеведение на Урале.
Содержание Рабочей программы полностью соответствует Программе по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 кл.) под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение, 2010г.).
Новизна и отличие Рабочей программы от Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2010.) заключается в том, что в программу включён национально-региональный компонент на основе хрестоматии для учащихся для 10-11классов «Литература России. Южный Урал» (Челябинск:Взгляд, 2004).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение, сопоставление, классификация;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезисов, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика ,нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); -анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
создание связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). |