Аннотация рабочей программы по обществознанию 10-11кл.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по обществознанию(10—12классы, базовый уровень) авторского коллектива под редакцией Л. Н. Боголюбова. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и реализуется через УМК выпущенным для учащихся издательством «Просвещение»:
- Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. под ред. Боголюбова Л.Н.
«Обществознание».10 класс (базовый уровень)- М., «Просвещение», 2013 г.;
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. под ред. Боголюбова Л.Н.
«Обществознание».11 класс (базовый уровень)- М., «Просвещение», 2011 г.;
- Боголюбов Л. Н.Дидактические материалы по курсу "Обществознание" 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2010 г.;
- Боголюбов Л.Н.. Школьный словарь по обществознанию 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2012 г.;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам и темам курса обществознания в 10 - 12 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В 10-11 классах предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 12классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.
Изучение курса в 10-11 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства. Изучение курса в 12 классе начинается с раздела «Экономика», что позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.
Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.
Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В содержании курса «Обществознание» в 10-11 классах, за счет резерва учебных часов авторской программы и незначительного сокращения времени на изучение социально – экономических и правовых отношений, несколько расширено содержание раздела «Человек и общество». Подробное рассмотрение этой главы позволит учащимся более успешно усвоить основные характеристики процессов общественного развития. Более глубоко социально – экономические и правовые отношения будут изучены учащимися в 12 классе.
В 12 классе расширено содержание экономической сферы жизни российского общества и правовое регулирование. Большее внимание уделено условиям формирования рыночных механизмов в современной России и преодолению наследия командной экономики. В условиях возрастающей преступности в подростковой среде, внесены темы по административному и уголовному праву. Обращено большее внимание на меры юридической ответственности. Увеличение количества часов на изучение этих разделов позволит значительно успешнее закрепить знания выпускников в рамках подготовки к ЕГЭ и расширить возможности для самостоятельной работы учащихся.
Место предмета в учебном плане образовательного учреждения
В образовательном учреждении соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 144 часа для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10-11 по 36 часов из расчета 1ч в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Список литературы
Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей:
начальные сведения. – М., 1998.
Алексеев С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву. - М., 1997.
Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998.
Алексеев С.С. Уроки: Тяжкий путь России к праву. - М., 1997.
Автономов В.С. Введение в экономику. – М., 1999.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2002.
Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство и общество. – М.,1999.
Гаджиев К.С. Введение в политологию. – М., 1998.
Гаджиев К.С. Политическая наука. – М., 1995.
Демидов А.И. Основы политологии. – М., 1995Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 1999.
Коваленко А.И. Правоведение: Учебник для 10-11 классов.- М., 1998.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1999.
Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник школьника /Под ред.
Кашанина Т.В. Право и экономика. 10-11. – М., 2000.
Казаков Л.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций, упражнения, тесты итренинги. – М., 1996.
Китов А.И. Экономическая психология. – М., 1987.
Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство. – СПб., 1995.
Липсиц И.В. Экономика. – М., 1999.
Любимов Л.Л. Основы экономических знаний. – М., 1999.
Мальцев В.А. Основы политологии. – М., 1997.
Мухаев Р.Т. Политология. – М., 1999.
Никитин А.Ф. Основы государства и права.- М., 2001.
Никитин А.Ф. Основы государства и права.- М., 2001.
Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000.
Политология/ Под ред.М.Н.Марченко. – М., 1999.
Райсберг Б.А. Экономика вокруг нас. – М., 2000
Российская историческая политология. – Ростов н/Д; М., 1999.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1996.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. – М., 1997.
Туманова В.А., В.Е.Чиркина, Ю.А.Юдина. – М., 1995.
Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. и др. Политика и право: Учебное пособие для старшеклассников. - М., 2000.
Шилобод М.И. и др. Политика и право: Учебное пособие для старшеклассников. -М. |