Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»
Рабочая программа
по предмету:
«Информатика и ИКТ»
базовый уровень, 10 - 12 класс
2015 - 2016учебный год
Составитель: Дубчак Н.В.
МБОУ «Вечерняя (сменная) школа»,
___ 1__ квалификационная категория
Кувандык
2015
Аннотация
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ ( Базовый уровень), авторской программы курса «Информатика ИКТ», общеобразовательный курс (базовый уровень) для 10-11 классов Семакина И.Г., Хеннер Е.К
Обоснование выбора программы
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах). Данная программа обеспечивает выполнение всех требований образовательного стандарта в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Нумерация разделов стандарта и программы выполнена авторами без какого-либо искажения их формулировок и последовательности. Авторы УМК включили в его содержание все темы курса, присутствующие как в стандарте, так и в примерной программе. Это качество делает курс более полным, более устойчивым, рассчитанным на развитие учебного предмета.
Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса.
В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.
Цели и задачи реализации программы
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Перечень нормативно-правовых документом, на основе которых составлена рабочая программа
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007 № 309-ФЗ);
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-14 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2012 года № 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30 .01. 2013г., регистрационный номер 26755).
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области и ГОУ ДПО «ЧИППКРО» № 03-02/5639 от 24.07.2013г. «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-14 учебном году».
- Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 03-02/5639 от 24.07.2013г. «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году».
- Областной базисный учебный план Челябинской области /Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №02-678 от 01.07.2011г «Об утверждении областного базисного учебного плана».
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
- Авторская программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, Семакин И.Г., Хеннер Е.К. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ ).
- Учебный план МОУ Яраткуловской СОШ на 2013-2014 учебный год.
- Положение о разработке рабочих программ, учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей) МОУ Яраткуловской СОШ.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ГОС
Современный курс школьной информатики – «точка роста» информатизации образования и общества, в которой создается теоретическая основа и обеспечиваются необходимые практические умения, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека, закладывает основу создания и использования ИКТ как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Информатика представляет собой «метадисциплину», ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».
В соответствии с данными линиями материал распределен на 10-11 классы. Курс 10 класса разделен на 4 раздела: «Информация», «Информационные процессы системах», «Информационные модели», «Программно-технические системы реализации информационных процессов». Курс 11 класса содержит 3 раздела: «Технологии использования и разработки информационных систем», «Технологии информационного моделирования», « Основы социальной информатики».
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа рассчитана на 72 часа в старшей школе: 10 класс — 18 часов, 11 класс -18 часов, 0,5 часа в неделю; 12 класс – 36 часов, 1 час в неделю.
- практических работ — 18; 17.
- контрольных работ — 4;2.
- творческая работа -1 (12 класс).
- обобщающий урок за год (урок -игра) — 1;1.
Учебно-тематический план
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
10 класс
|
1.
|
Информация
|
6
|
4
|
2
|
2.
|
Информационные процессы в системах
|
10
|
5
|
5
|
3.
|
Резервный урок
|
2
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
18
|
10
|
8
|
11 класс
|
4.
|
Информационные модели
|
6
|
2
|
4
|
5.
|
Программно-технические системы реализации информационных процессов
|
11
|
5
|
6
|
6.
|
Обобщение материала
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
18
|
8
|
10
|
12 класс
|
7.
|
Технологии использования и разработки информационных систем
|
22
|
7
|
15
|
8.
|
Технологии информационного моделирования
|
8
|
4
|
4
|
9.
|
Основы социальной информатики
|
3
|
2
|
1
|
10.
|
Обобщение материала
|
1
|
1
|
|
11.
|
Резервный урок
|
2
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
36
|
15
|
21
|
|
Итого за курс:
|
72
|
33
|
39
|
Требования к уровню подготовки (результаты обучения) обучающихся по информатике и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем.
уметь
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса и практических работ (компьютерного практикума). Практические работы проводятся в соответствии с заданиями задачника-практикума.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) посредством контрольной работы в виде тестирования.
Итоговый контроль за весь курс осуществляется в виде урока-игры (КВН, Турнир).
Календарно-тематическое планирование
№
урока
|
Дата
|
Кол-во часов
|
Тема
|
Основные учебные действия
|
Форма контроля
|
по плану
|
фактическая
|
10 класс
|
Раздел 1. Информация. 6ч.
|
1
|
|
|
1
|
Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Вводный урок.
|
-ознакомление с правилами поведения и ТБ.
|
|
2
|
|
|
1
|
Понятие информации.
|
-рассмотрение различных концепций к понятию информация.
|
|
3
|
|
|
1
|
Представление информации.
|
-рассмотрение способов представления информации.
|
|
4
|
|
|
1
|
Различные подходы к измерению информации.
|
-рассмотрение различных способов измерения информации.
|
|
5
|
|
|
1
|
Решение задач на измерение информации
|
-умение решать задачи на измерение информации.
|
|
6
|
|
|
1
|
Обобщающий урок
|
-обобщение полученных знаний.
|
Контрольная работа №1
|
Раздел 2. Информационные процессы в системах. 10ч.
|
7
|
|
|
1
|
Введение в теорию систем
|
-рассмотрение основных понятий.
|
|
8
|
|
|
1
|
Процессы хранения информации.
|
-рассмотрение процесса хранения информации.
|
|
9
|
|
|
1
|
Процессы передачи информации.
|
-рассмотрение процесса передачи информации.
|
|
10
|
|
|
1
|
Обработка информации.
|
-рассмотрение процесса обработки информации.
|
|
12
|
|
|
2
|
Способы обработки информации
Решение задач на обработку информации
|
- рассмотрение способов обработки информации.
|
|
13
|
|
|
1
|
Поиск данных
|
-рассмотрение процесса поиска информации, способов поиска.
|
|
14
|
|
|
1
|
Защита информации.
|
-рассмотрение процесса защиты информации.
|
|
15
|
|
|
1
|
Способы защиты информации.
|
-рассмотрение способов защиты информации.
|
|
16
|
|
|
1
|
Обобщающий урок
|
-обобщение полученных знаний.
|
Контрольная работа №2
|
17-18
|
|
|
2
|
Итоговое повторение
|
|
|
Раздел 3. Информационные модели. 6ч.
|
19
|
|
|
1
|
Компьютерное информационное моделирование.
|
-рассмотрение различных типов моделей.
|
|
20
|
|
|
1
|
Структуры данных: деревья, графы, сети, таблицы.
|
-умение строить модели.
|
|
21
|
|
|
1
|
Модели предметной области.
|
-умение строить модели.
|
|
22
|
|
|
1
|
Алгоритм – модель деятельности.
|
-рассмотрение основных понятий.
|
|
23
|
|
|
1
|
Решение задач.
|
-умение строить алгоритмы, выполнять трассировку алгоритмов.
|
|
24
|
|
|
1
|
Обобщающий урок
|
-обобщение полученных знаний.
|
Контрольная работа №3
|
Раздел 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов. 11 ч.
|
25
|
|
|
1
|
Архитектура ПК
|
-рассмотрение основных
понятий.
|
|
26
|
|
|
1
|
Аппаратное и программное обеспечение компьютера
|
-рассмотрение основных
понятий.
|
|
27
|
|
|
1
|
Прикладные программы, операционные системы.
|
-рассмотрение основных
понятий.
|
|
28
|
|
|
1
|
Работа в ОС.
|
-умение работать в соответствующей ОС и с ПО.
|
|
29
|
|
|
1
|
Дискретные модели данных в компьютере.
|
-рассмотрение принципов представления информации в памяти компьютера.
|
|
30
|
|
|
1
|
Представление чисел.
|
-рассмотрение принципов представления чисел в памяти компьютера.
|
|
31
|
|
|
1
|
Представление текста.
|
-рассмотрение принципов представления текста в памяти компьютера.
|
|
32
|
|
|
1
|
Представление графической информации.
|
-умение вычислять размеры цветной палитры.
|
|
33
|
|
|
1
|
Многопроцессорные системы и сети .
|
-рассмотрение понятия многопроцессорной системы и сетей.
|
|
34
|
|
|
1
|
Работа в сети.
|
-умение работать в сети.
|
|
35
|
|
|
1
|
Обобщающий урок
|
-обобщение полученных знаний.
|
Контрольная работа №4
|
36
|
|
|
1
|
Обобщение материала
|
-подведение итогов за год.
|
Урок-игра
|
12 класс
|
Раздел 5. Технологии использования и разработки информационных систем. 22ч.
|
37
|
|
|
1
|
Введение. Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики.
|
-ознакомление с правилами поведения и ТБ.
|
|
38
|
|
|
1
|
Понятие информационной системы (ИС).
|
-рассмотрение основных понятия, типов ИС.
|
|
39
|
|
|
1
|
Основные понятия баз данных (БД).
|
-ознакомление с основными понятиями БД.
|
|
40
|
|
|
1
|
Проектирование многотабличной БД.
|
-умение проектировать БД.
|
|
41
|
|
|
1
|
Создание структуры БД.
|
-умение создавать структуру БД.
|
|
42
43
|
|
|
2
|
Заполнение БД данными.
|
-умение заполнять БД данными.
|
|
44
|
|
|
1
|
Создание форм и отчетов к БД.
|
-умение создавать формы и отчеты.
|
|
45
|
|
|
1
|
Создание запросов к БД.
|
-умение создавать различные запросы к БД.
|
|
46
|
|
|
1
|
Создание сложных запросов.
|
-умение создавать сложные запросы к БД
|
|
47
|
|
|
1
|
Гипертекст .
|
-рассмотрение назначения гипертекста.
|
|
48
|
|
|
1
|
Создание гипертекстов
|
-умение создавать гипертекст и организовывать работу гипертекстов.
|
|
49
|
|
|
1
|
Интернет как информационная система.
|
-рассмотреть основные понятия.
|
|
50
|
|
|
1
|
Работа в электронной почте.
|
-умение работать в электронной почте.
|
|
51
|
|
|
1
|
Работа с файловыми архивами.
|
-умение работать с файловыми архивами.
|
|
52
|
|
|
1
|
Поиск информации.
|
-умение искать нужную и необходимую информацию.
|
|
53
|
|
|
1
|
Создание Web-сайта.
|
-рассмотрение средств создания web-страниц.
|
|
54
|
|
|
1
|
Создание сайта с использованием текстового редактора на основе HTML-языка.
|
-умение создавать web-страницы.
|
|
55
|
|
|
1
|
Форматирование текста на web-страницах
|
-умение работать с текстом в HTML-языке.
|
|
56
|
|
|
1
|
Вставка изображений, гиперссылок .
|
-умение вставлять изображения и гиперссылки.
|
|
57
|
|
|
1
|
Геоинформационная система (ГИС ).
|
-ознакомление с ГИС;
-умение работать в ГИС.
|
|
58
|
|
|
1
|
Обобщающий урок
|
-обобщение полученных знаний.
|
Контрольная работа №1
|
Раздел 5. Технологии информационного моделирования. 8ч.
|
59
|
|
|
1
|
Моделирование зависимостей.
|
-рассмотрение основных понятий.
|
|
60
|
|
|
1
|
Статистическое моделирование.
|
-умение работать с моделями.
|
|
61
|
|
|
1
|
Регрессионные модели
|
-умение создавать и анализировать модели.
|
|
62
|
|
|
1
|
Корреляционное моделирование.
|
- умение работать в табличном процессоре.
|
|
63
|
|
|
1
|
Решение задач корреляционного моделирования.
|
-решение задач.
|
|
64-65
|
|
|
2
|
Оптимальное планирование
Решение задач оптимального планирования
|
-умение решать и анализировать задачи оптимального планирования.
|
|
67
|
|
|
1
|
Обобщающий урок
|
-обобщение полученных знаний.
|
Контрольная работа №2
|
Раздел 6. Основы социальной информатики. 3ч.
|
68
|
|
|
1
|
Информационные ресурсы, информационное общество
|
-рассмотрение основных понятий.
|
|
69
|
|
|
1
|
Правовое регулирование. Проблема информационной безопасности.
|
-рассмотрение вопросов правового регулирования, информационной безопасности.
|
|
70
|
|
|
1
|
Защита проектов. Обсуждение проблем информационного общества, информационной безопасности, решение этих проблем
|
-защита презентаций.
|
Творческая работа
|
71
|
|
|
1
|
Обобщение материала.
|
-обобщение материала за год.
|
Урок-игра
|
72
|
|
|
1
|
Резервный урок
|
|
|
Список литературы для учителя.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера : Том 2. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2007. – 294 с.: ил.
- Методическая служба. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/.
- Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19.
Список литературы для ученика
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил. |