Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 17.05.2024, 07:53
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Вечерняя (сменная) школа"

Меню сайта
...
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » учительская » методическая копилка

Семья и Государство. Подготовка к уроку
29.08.2012, 12:40

II.            МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ, ГОТОВЯЩЕМУ ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО УРОКА

2.1. Конспект урока по теме «Государство и семья. Возможна ли полная независимость семьи от государства?» (Из опыта работы Марковой Любови Анатольевны, учителя обществоведческих дисциплин)

 

Цели урока:

-          Ознакомить учащихся с понятиями «государство» и «семья» в юридическом и социальном смысле. Показать, как связаны эти два понятия, что их объединяет, используя местный материал.

-          Сформировать умение анализировать статистические данные и результаты социологического опроса с целью выявить тенденцию невозможности полной независимости семьи от государства в современном обществе.

-          Продолжить формирование умений выступать публично, отстаивать свою точку зрения по проблеме, аргументировать собственную позицию, анализировать полярные позиции по проблеме урока.

-          С помощью проектной деятельности совершенствовать коммуникативные умения в процессе групповой работы и публичного выступления на уроке.

Основные понятия: государство, семья; семья как малая группа; семья как социальный институт; социальная политика; идеальная семья.

Учебное оборудование:

Плакаты с высказываниями:

«Семья и право – это гарант спокойствия общества, развития государства» (социолог М.А. Иванов).

«Семья – это кристалл общества» (французский писатель В. Гюго).

«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение» (педагог А.С. Макаренко).

Мультимедийный проектор с экраном.

Дидактические материалы.

Методы и формы организации урока: презентация проекта «Государство и семья. Возможна ли независимость семьи от государства»; беседы по проблемам: связь понятий «государство» и «семья»; возможность создания идеальной семьи.

Ход урока:

Учитель: МЫ уже знакомы с основными вопросами государственного и семейного права. Сегодня познакомимся с темой «Семья и государство», проследим, возможна ли полная независимость семьи от государства. Вы получили опережающее задание: самостоятельно в группах исследовать эти основные понятия, используя рекомендуемую литературу, информационные материалы сети Интернет. Каждая группа (правоведы, социологи, журналисты) представит результаты своей работы.

Что же такое государство в юридическом смысле?

Правоведы: Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом подавления и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.

Государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций. Это главный институт власти. Посредством государства власть реализует свою политику. Поэтому понятия «власть», «государство», «политика» взаимосвязаны и взаимозависимы.

Учитель: Что является сущностью государства?

Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Так как государство – это продукт общества, его организационная форма и сложный социальный организм, то для общества жизненно необходимым является то, чтобы власть была сильной и стабильной, чтобы могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для развития гражданских институтов и всего общества.

Народ ждёт от власти организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укрепления правопорядка; народу важно знать: кто осуществляет власть? Чьи интересы защищает власть?

Конкретный человек нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, надёжной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.

Правоведы говорят о главной закономерности эволюции государства.

Вывод: Государство – это уникальное, сложное, многогранное «изобретение» человечества, которое по мере своего развития продолжает усложняться и одновременно приближаться к конкретному человеку.

Современное общество не могло бы существовать без упорядоченной структуры, которая обеспечивает «прочность» и в то же время «гибкость» этой системы. Сочетать противоречивость человеческой индивидуальности и общественных интересов позволяет семья. Только внутри нормальной, полноценной семьи и с её помощью человек входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином.

Учитель: Что такое семья в юридическом смысле?

Правоведы: Это группа людей, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Семья как юридическая единица имеет определённый социальный и правовой статус.

Учитель: Обобщающее представление о семье даёт социологическая наука, которая рассматривает её и как социальный институт, и как малую группу. Слово социологам.

Социологи: Это сложное социальное образование, социальный институт, т.е. объединение, с совокупностью социальных норм, санкций, образцов поведения во взаимоотношениях между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. Это один из древних институтов, с течением времени в нем происходят изменения, но не меняется сама социальная необходимость семьи: на всех этапах общественного развития она нужна была для самосохранения общества.

Семья – это малая группа, как типичная малая группа семья может быть построена на различных отношениях между супругами, родителями, детьми.

Учитель: Семья – это объединение людей, связанных друг с другом узами любви и добра, родства. Они обязаны поддерживать друг друга. Если семья крепкая и дружная, в ней легко и приятно жить.

Социологи провели опрос и попросили ответить учащихся ____классов на вопрос: «Что для вас семья?» Результаты представлены в таблице ____.

Социологи анализируют данные таблицы и делают вывод: в каждом семейном доме есть своя определённая культура интимно-родственных отношений, есть потребность в друзьях, дарованных природой, т.е. родственниках. Поэтому семья – это пространство и время, в которых мы живём, движемся, меняемся. 

Учитель: Как связаны эти два понятия: «государство» и «семья»?  Что их объединяет?

Учащиеся: Это институты общества; государство – политический институт, семья – социальный институт. И государство, и семья созданы человеческим обществом. Семья – это то же государство, но маленькое, со своими законами, нормами, обычаями, традициями, функциями. Государство создало право, правовую систему, с помощью которой управляет обществом. Семья создаётся и живёт по законам государства.

Учитель: Возможна ли полная независимость семьи от государства?

(Выслушав учащихся, показывает слайд с данными социологического опроса учащихся 11-х классов, ответивших на этот вопрос, анализирует данные).

Затем учитель читает высказывание педагога А.С. Макаренко: «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение».

Учитель: Согласны вы с этой точкой зрения? Обоснуйте свой ответ.

Социологи доказывают, что семья – это основной институт гражданского общества, делают вывод, что все институты оказывают поддержку семье как универсальной высшей ценности.

Правоведы объясняют, как государство осуществляет правовое регулирование семейно-брачных отношений, используя источники: Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ, Указы Президента, постановления Правительства, и делают вывод, что государство устанавливает нормы семейного права, которые регулируют брачно-семейные отношения. Главная цель семейного права – сохранение и укрепление семьи. Называют и кратко характеризуют специальные государственные органы, через которые государство осуществляет часть своей семейной политики: ЗАГС; отделы социальной защиты, суды, службы судебных приставов.

Журналисты дают характеристику средствам массовой информации, показывая, как они освещают вопросы семейной проблематики. Рассказывают об эволюционных изменениях, происходящих с семьёй в современном обществе. Отмечают, что в настоящее время в России:

примерно 40 млн. семей, 80% из них состоят из супругов с детьми;

из 3-х семей в 2-х материальными средствами распоряжается жена;

изменилось положение женщины в обществе: увеличились её общественная занятость, образовательный уровень;

развивается семья партнёрского типа, где женщина – и личность, и мать, и жена;

идёт разделение институтов брака и семьи; уменьшается число лиц, вступающих в законный брак, растёт число гражданских браков;

профессиональные интересы родителей важнее семейных;

увеличивается количество разводов, повторных браков, неполных семей;

смертность превышает рождаемость.

Учащиеся делают вывод о том, что государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи.

Учащиеся смотрят видеозапись, сделанную журналистами, о том, как семейная политика осуществляется в городе (поселке)_____________, как осуществляется связь государства и семьи. Слушают сообщения руководителя местного органа ЗАГС, специалиста отдела социальной защиты населения, судебного пристава.

Журналисты делают вывод о том, что положение семьи служит барометром состояния общества.

Государство кровно заинтересовано в укреплении и развитии семьи не только через национальные проекты, но и путем знакомства представителей местного сообщества с лучшими семьями города (поселка).

Учитель: Как вы представляете себе идеальную семью?

После ответов учащихся приводит данные опроса учащихся 11-х классов по этому вопросу.

Учитель, обобщая выступления учащихся, предлагает вспомнить принципы и традиции семейных отношений, которые существуют и в нормах морали и в законах, на которых строится гармоничная и стабильная семья:

общность супружеских отношений;

справедливое распределение семейных обязанностей;

дружеское расположение, взаимная забота членов семьи;

любовь между супругами, родителями и детьми;

понимание и поощрение индивидуальных устремлений членов семьи.

Учитель: Абсолютно правы в своих высказываниях французский писатель Виктор Гюго о семье  - «Семья – это кристалл общества» и социолог  Иванов, написавший  - «Семья и право – это гарант спокойствия общества, развития государства».

 

2.2.            Занятие по теме «Построим дом счастья!» (по материалам  Н. Мелковой, заведующей библиотекой)

 

Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.

 

А. Монтерлан

 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», – утверждал Л. Толстой. О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается  множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Дом этот всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях – культуре семьи. Сегодня мы построим «Дом счастья» – дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции».

Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, а имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции передаются от дедов и прадедов.

Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самостоятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество, а не за конфронтацию в семейных отношениях. Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество».

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не играют в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед. Мир и лад в доме – высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

Народная мудрость гласит: «Маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь». В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме – кирпичик «Дружба».

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал, – твое, что взял, – потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.

 Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус к работе, чувство долга и целый ряд других показателей, высоко ценящихся в любом обществе во все времена.

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественно полезный труд. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что передается детям. Справедливо заметил К.Д. Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, – это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства и в семье. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет, прежде всего, у старших. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости, создает благодатную обстановку для нравственного воспитания ребенка. Условие эмоционального здоровья семьи – подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье».

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие:

-          высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.

-          уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступ­ками, чувствами и мыслями.

-          стремление и умение управлять собственным здоровьем.

Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты преимущественно определяется его образом жизни, т.е. повседневным по­ведением. «Все в твоих руках!» – утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота».

Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад и сразу во многих государствах и в разных частях света.

Наш дом предоставляет нам неограниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенствования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье, незаметно решить многие проблемы. Он приучает к творчеству, ко­торое одаривает минутами бесценного общения с красотой.

Дома мы проводим значительную часть времени – отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Здесь растут и получают первые жизненные уроки дети; формируются внутрисемейные отношения, традиции, складывается особая семейная атмосфера домашнего очага. Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик – «Чистота».

«Каково на дому, таково и самому», – гласит народная мудрость. Наш дом – место психологической защищенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душев­ности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоро­вья, и необходимое условие комфорта в нашем доме.

Наверное, вы замечали, что порядок в доме легче поддерживать, чем наводить. А нужно-то совсем немного: каждому члену семьи убирать за со­бой, и тогда чистота и порядок будут в радость.

Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие. Определение счастья включает желание быть понятым. Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье – это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, их заботу о себе. Но счастье – в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители понимали детей.

Что означает подготовка молодых людей к семейной жизни?  Это формирование чувств, воли, культуры поведения человека, создание морального и эстетического фундамента личности. Необходимо воспитывать мальчиков и девочек, юношей и девушек в духе подлинного уважения друг к другу.

Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку,  его переживаниям, потребностям и интересам – ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и будущими членами семьи в частности.

В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших – друг к другу и к младшим, а младших – к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.

Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей. Взаимная любовь родителей – главный воспитательный фактор. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь».

«Тайна сия великая есть», – говорили древние о любви. Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Во многом счастье семьи и ее нравственный климат зависят от того, царит ли в ней доверительная, полная любви атмосфера между супругами, между родителями и детьми. Любить – значит понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении – вот что значит любить».

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение». Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции – сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм – создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят...

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Е. Куменко

 

Мы желаем каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы!

 

2.3.    Семейный праздник «Родительский дом – начало начал» (по материалам Л. Сусловой, Т. Елиференко, учителей начальных классов

1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!

2-й ведущий. Здравствуйте, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!

1-й ведущий. Мы рады вас видеть на нашем семейном празднике.

Ведущие представляют семьи, прибывшие на праздник, и помогают выбрать жюри, которому предстоит назвать победителей по итогам конкурсов, входящих в программу праздника. Семьи рассаживаются компактно, образуя свой творческий кружок или команду.

2-й ведущий (обращается к членам семей). Как хорошо, что мы с вами встретились сегодня. У всех было много важных дел, но вы нашли время зайти к нам на огонек. Забудем же о домашних хлопотах и постараемся весело провести время. Тем более что нам предстоит принять участие в интересном конкурсе, по итогам которого будет выявлена самая дружная, крепкая и хлебосольная семья. Поаплодируем соискателям этих высоких званий!

1-й ведущий. Похлопаем в ладоши и самым юным участникам праздника – ученикам третьего класса. (Читает стихотворение.)

Дети – это чудо света,

Я увидел это сам.

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети!

Трудно с ними – ну и пусть!

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

2-й ведущий. Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка... Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

1-й ведущий. А еще – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Я вам напомню одну старинную притчу. В ней речь идет об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждения.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» – удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово – «понимание», – пока не написал его сто раз.

«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» – обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

2-й ведущий. Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо одернуть своих детей, хлестко отшлепать баловников, разбивших тарелку во время застолья или ненароком опрокинув­ших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе, вот тебе!» Но он никогда не позволял себе и слова, произнесенного от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А еще – доброта и милосердие... Что можно еще о нем сказать с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем.

Конкурс «Наш фотоальбом»

1-й ведущий. О том, как русские люди в старину чтили своих роди­телей, можно судить по внутреннему убранству жилища. До сих пор в деревенских избах висят на стенах фотографии... Знаете, что такое красный угол? Это куда иконы помещают. А рядом ищите фотографии. На них все члены семьи, близкие и дальние родственники. В центре ряда, на самом видном месте, – увеличенные портреты родителей...

2-й ведущий. А я, слушая твой рассказ о традиции почитания родителей, почему-то сразу вспоминаю слова: «родители», «родина», «род», «народ»... Целый ряд однокоренных слов. Возникает вопрос: почему у таких разных по смыслу понятий такое похожее звучание? Сразу видишь, что они только на первый взгляд разные. На самом же деле эти слова, как матрешки, выходят одно из другого и одно в другое умещаются. И не они ли помогают нам исподволь ощутить то, что значит семья в составе таких понятий, как «род», «народ»...

1-й ведущий. Смотрите, вот и участники нашего праздника принесли свои семейные фотографии. Какие нарядные фотоальбомы...

2-й ведущий. Сейчас мы посмотрим, что в них. Наверное, в каждом портреты тех, кто дорог сердцу.

Семейные команды показывают фотоальбомы, представляя их для оценки жюри и зрителей.

Конкурс «С чего начинается Родина?»

1-й ведущий.

Пять ступенек, краской крытых,

Сколько раз вы мною мыты!

Пять простых ступеней в дом!

Как легко над тем крыльцом

Вьются комары столбом!

Это тысячи дум моих

Среди сумерек глухих

Вьются там уж без меня,

В тишине родной звеня.

Счастье – родину иметь

Да о ней всю жизнь болеть!

Вечно помнить свет села,

Дом родной, святые сени

И заветные ступени,

По которым в мир сошли.

2-й ведущий. Человеку свойственно возвращаться в мыслях к своим истокам. Дом, улица, где живут друзья, соседи, где остался кусочек души... Именно так порой и возникает первое щемящее чувство родины.

1-й ведущий. А задумывались ли вы, ребята, над вопросом: «Что такое родина»?

Выслушивает ответы ребят и взрослых. Жюри оценивает выступления.

2-й ведущий. Я сейчас слушал вас и подумал: а почему у слова «родина» так много синонимов? Ведь и в книгах читаешь «матушка-родина», а рядом – «отечество», «родная земля» и «Россия»... Наверное, народ, заселивший пространство от Балтики до Тихого океана, придумал эти слова не просто так... Какой-то смысл в них есть?

Выслушивает ответы ребят и взрослых. Жюри оценивает ответы участников.

1-й ведущий. Вот что писал, размышляя по этому поводу, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас... Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

«Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...» – еще образнее писал о родной земле поэт Александр Блок.

А вот слова делового и энергичного американца о своей родине: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей родины» (Джон Кеннеди).

Это слова людей, к которым стоит прислушаться, над которыми надо поразмыслить. Почему? Ну, хотя бы потому, что сегодня можно услышать совершенно противоположные по смыслу формулировки, например, такие: «Где хорошо, там и родина». Или: «Моя родина там, где моя библиотека» (так говорил один писатель) и т.п. Видимо, так могут думать люди, забывшие чувство родины.

Конкурс «Наша родословная»

1-й ведущий. Особое чувство вызывают у нас те люди, которые, дав нам жизнь, сделали нас наследниками всего того, что мы называем родиной.

2-й ведущий. Фамильная честь, тра­диции, интерес к своему роду – все это от них, от наших родителей. Есть даже поговорка о том, что человеку нельзя жить без памяти, т.е. быть «Иваном, не помнящим родства». Вот почему еще каких-нибудь сто лет назад жившие оседло по своим деревням и городам наши соотечественники, вспоминая о предках, могли уверенно добавить, что этот-де служил при Николае I, а тот отличился еще в войну со шведами... Люди передавали своим потомкам семейные предания вековой и даже двухвековой давности.

1-й ведущий. В знатных же семьях старались не просто сохранить память о предках, а составляли особый документ – генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род.

2-й ведущий. Наш праздник ознаменовался интересным событием. Каждая семья к нему приготовилась, составив свое генеалогическое древо. И надеюсь, что память о собственных предках у наших уважаемых гостей не окажется слишком короткой.

Семейные команды показывают свои работы. Жюри оценивает их.

Конкурс «Наша фамилия»

1-й ведущий. Что такое фамилия? Всем известно: это наследственное, семейное имя, издавна переходящее от родителей к детям.

2-й ведущий. И все же тут есть что до­бавить. Хотя бы про то, откуда взялись наши фамилии. А появлялись они часто на манер иных названий, например, географических... Взять хотя бы «Сосновый ключ»... Все его знают, но уже никто не помнит тех сосен, что росли на его берегу, а название осталось, и при слове «Сосновый» всем становится ясно, о каком ключе речь. Вот и личные имена имеют такое же происхождение, т.е. сводятся к обозначению тех или других признаков. Так, субъект, лишившийся пальца, получал наимено­вание «беспалый», которое переходило к его потомству, хотя последнее и не обладало этим признаком. Все знают фамилию Беспалов (читаем: Беспалов сын или Беспалова дочь).

1-й ведущий. Такого же происхождения фамилии Грязнов, Смирнов (от прозвищ Грязный, Смирный), Звягин (от звяга – горлопан, крикун), Ано­хин (аноха – простофиля, глуповатый малый), Болдырев (болдырь – метис, сын русского, рожденный от инородной женщины), Булычев (булыч – на­глый, бесстыжий человек), Булыгин (булыга – большой камень, грубый неотесанный человек, неуч). Фамилии Марьяшкин, Татьянчиков, Софьин, Маринкин, Марфин, Машкин и т.д. указывают на то, что женщина родила ребенка без мужа (родоначальник фамилии рос при матери, но без отца).

2-й ведущий. Немало фамилий произошло от слов, заимствованных из других языков. Например, от греческих имен, обладавших первично конкретным смыслом: Алексей, Андрей, Никифор, Николай – защитник, храбрый, победоносец, победитель народов, произошли соответственно фамилии, которые вы сами  постараетесь громко назвать.

Ученики называют соответственно четыре фамилии: Алексеев и т.д. Затем команды пытаются рассказать о происхождении собственных фамилий. Жюри оценивает выступления и подводит предварительные итоги конкурса.

Конкурс сочинений

1-й ведущий (читает слова народной мудрости):

-          Новгород – отец, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова (здесь говорится о большой и ладно скроенной державе – России, о ее ве­ликих городах).

-          Три друга: отец, да мать, да верная жена (про то, на кого в жизни можно опереться).

-          Мать Божия, подавай дождя на наш ячмень, на барский хмель (пожелание урожайного дождичка).

О чем бы ни шла речь: надо ли возвеличить древний город, подчеркнуть, что и в жизненных передрягах есть надежная опора, наконец, помолиться – всюду на память приходит одно слово. По-моему, слово «мать» – одно из главнейших в нашем языке. В сборнике пословиц В.И. Даля оно встречается, наверное, тысячу раз или больше.

2-й ведущий. Да оно и в русской литературе главное...

1-й ведущий. Уважаемые мамы! К сегодняшнему празднику ваши дети написали эти прекрасные сочинения. Они посвящены вам.

Читает выдержки из сочинений. Жюри вручает приз за лучшую письменную работу.

2-й ведущий. А теперь попробуем поближе познакомиться с каждой семьей. Следующая страничка нашей встречи называется «Визитная карточка».

Команды рассказывают о семейных традициях, о поездках на рыбалку, лесных и водных походах, о своих музыкальных пристрастиях и всевозможных хобби, вплоть до собирания марок и пения под гитару. Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Пословица»

2-й ведущий. Состязание продолжается! Теперь вам, уважаемые участники конкурса, предстоит показать свои филологические знания. Я буду произносить начало русских народных поговорок, а вы постарайтесь их закончить. Нет лучше дружка, чем родная... (матушка). При солнышке тепло, а при матери... (добро). Не нужен и клад, когда... (в семье лад). Не красна изба углами, а... (красна пирогами). В гостях хорошо, а... (дома лучше). Мой дом – моя... (крепость). Как родители жили, так и нас... (благословили). Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).

Жюри подводит итоги конкурса.

 

Конкурс «Фирменное блюдо»

1-й ведущий. Внимание, следующий конкурс.

2-й ведущий. На Новый год, Рождество, День Победы, на другие праздники вся семья наверняка собирается за столом. На кухне загодя готовятся самые любимые кушанья. Кто-то сразу вспомнил про торт, кто-то про пироги, а кто и про жаркое по-домашнему... Наш следующий конкурс называется «Фирменное блюдо»... Давайте посмотрим, какими лакомствами потчуют мамы и бабушки своих дорогих домочадцев. На что способны их любящие руки!

Жюри рассматривает принесенные блюда, дегустирует и оценивает их.

Конкурс «Нам песня строить и жить помогает»

2-й ведущий. Объявляем песенный конкурс. У каждого человека, думаю, есть хоть одна любимая песня. Нет, не шлягер какой-нибудь, что вчера вертелся на языке, а сегодня забыт. Речь об одной-единственной, задушевной песне. Задание командам – спеть такую песню. И желательно – всем вместе.

 Жюри оценивает результаты песенного конкурса, подводит итоги всего мероприятия.

Церемония награждения победителей.

1-й ведущий. Спасибо всем, кто пришел на наш праздник. Доброго здоровья и успехов во всех ваших начинаниях, уважаемые гости. До новых встреч!

2-й ведущий. Счастья вам, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

 

    Сафонова Г.И.

Букина И.И.    

77-07-15

Категория: методическая копилка | Добавил: chajka
Просмотров: 3293 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
УО АМО

Минобр области
Вам помогут
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz